Статья 47. Порядок разработки проекта соглашения и заключения соглашения

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.

Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия обязана распространить информацию о начале коллективных переговоров по заключению соглашения через средства массовой информации. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров. Работодатель, получивший указанное уведомление, обязан проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Работодатель, не являющийся членом объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по заключению соглашения, вправе участвовать в коллективных переговорах путем вступления в члены этого объединения работодателей или в других формах, определенных этим объединением работодателей.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта соглашения в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, а при проведении коллективных переговоров по подготовке проекта генерального соглашения в течение шести месяцев со дня их начала стороны должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Соглашение подписывается представителями сторон.

Комментарий к статье 47 ТК РФ

1. Стороны соглашения на основании гл. 6 ТК самостоятельно определяют порядок разработки проекта соглашения и его заключения. Конкретные процедурные вопросы разработки проекта соглашения определяются соответствующей комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, в рамках которой осуществляется конкретный переговорный процесс (Российская трехсторонняя комиссия, региональные, территориальные, отраслевые (межотраслевые) комиссии), либо комиссией, образуемой специально для ведения конкретных переговоров.

Наиболее важными организационными вопросами, решаемыми на стадии начала коллективных переговоров, являются следующие: определение количества участников коллективных переговоров, конкретного места их проведения, технического обеспечения переговорного процесса; обсуждение предварительных договоренностей руководящими органами (лицами) сторон коллективных переговоров.

2. Трудовой кодекс косвенно регулирует сроки проведения коллективных переговоров по разработке и заключению соглашения. Аналогично правилам, установленным для проведения коллективных переговоров по разработке коллективного договора, стороны по истечении трех месяцев со дня начала переговоров обязаны подписать соглашение на согласованных условиях и составить протокол разногласий относительно условий, по которым согласие не достигнуто. Для проведения коллективных переговоров по подготовке проекта генерального соглашения установлен более продолжительный срок: стороны должны подписать соглашение на согласованных условиях в течение шести месяцев со дня их начала.

Косвенные ограничения сроков проведения коллективных переговоров также установлены применительно к соглашениям, по которым исполнение обязательств требует финансирования из соответствующих бюджетов. С целью обеспечения реальности обязательств по таким соглашениям они должны быть заключены (изменены) до окончания подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Например, генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, необходимо заключать до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В соответствии со ст. 192 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК) проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вносится Правительством РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ не позднее 1 октября текущего года. Сроки внесения проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представительного) органа субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления определяются применительно к проекту бюджета субъекта РФ соответствующим законом субъекта РФ, а в отношении проекта бюджета муниципального образования - правовыми актами органа местного самоуправления.

Данное правило не означает незаконности соглашения, заключенного после внесения в представительный орган государственной власти (Государственную Думу Федерального Собрания РФ, орган законодательной власти субъекта РФ, представительный орган местного самоуправления) проекта закона (решения) о бюджете на соответствующий финансовый год. Однако следует иметь в виду, что финансовые обязательства органов государственной власти (органов местного самоуправления), включенные в соглашение, но не обеспеченные финансированием из соответствующего бюджета, не имеют обязательной юридической силы.

3. Комментируемая статья устанавливает процедуру привлечения к коллективным переговорам по заключению соглашений работодателей, не являющихся членами того объединения работодателей, которое ведет коллективные переговоры. Такие работодатели, получившие уведомление о начале коллективных переговоров, не обязаны в них участвовать, но должны проинформировать выборный орган первичной профсоюзной организации о возможности участия в коллективных переговорах. Решение работодателя об участии или отказе от участия в переговорном процессе может приниматься в ходе консультаций с указанным представителем работников.

4. Коллективные переговоры по разработке и заключению соглашения завершаются подписанием соглашения представителями сторон. Полномочия конкретного лица на подписание соглашения определяются законодательством, уставами соответствующих организаций работников и работодателей, решениями органов данных организаций. Процедура подписания соглашения определяется по соглашению сторон.

Другой комментарий к статье 47 Трудового Кодекса РФ

В ч. 3 комментируемой статьи наряду с отраслевыми указаны и межотраслевые соглашения, заключаемые на уровне двух и более субъектов РФ (ст. 45 ТК).

Согласно ч. 5 комментируемой статьи сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Виды комиссий и их функции определены ст. 35 ТК. В настоящее время ее функции дополнены также организацией контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений.

Все основные организационные вопросы, связанные с разработкой соглашений, включаются в положение о соответствующей комиссии, которое разрабатывается сторонами и участниками комиссии вскоре после ее создания. Комиссия определяет срок разработки проекта, необходимость участия в обсуждении проекта представителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, порядок его подписания представителями сторон.

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.

В отношении соглашений, требующих бюджетного финансирования, в целях обеспечения реального выполнения включаемых в них обязательств, а также согласования государственных интересов с интересами социальных партнеров, комментируемая статья установила, что заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения. Такие соглашения заключаются между работниками и работодателями в сфере здравоохранения, образования, культуры, науки, транспорта, связи, энергетики и других отраслей.

В генеральных, отраслевых (межотраслевых), региональных и территориальных соглашениях отражена специфика сроков их заключения, связанная с периодом внесения проектов соответствующих бюджетов на очередной финансовый год в Государственную Думу или в представительные органы субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В настоящее время расширены полномочия комиссии в сфере ведения коллективных переговоров по заключению соглашения. Согласно ч. 5 комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущих коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключения соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющий работников данного работодателя.

Представляется, что такая новелла носит не только информационный характер для работодателей. Ее практическое значение заключается в том, что она позволяет своевременно включить работодателей, не являющихся членами объединения, в коллективные переговоры по разработке проекта и заключению соглашения на предложенных им формах участия. Работодатели, получившие такое уведомление, обязаны ознакомить выборный орган первичной профсоюзной организации, а через них и работников данного работодателя. Такой порядок будет содействовать расширению сферы коллективно-договорного регулирования условий труда, более единообразному их регулированию в организациях со сходными условиями организации труда и повышению уровня правовой защищенности наемных работников, состоящих в трудовых правоотношениях.

Комментарии и консультации юристов по ст 47 ТК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 47 ТК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.