Статья 401. Примирительные процедуры

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом .
Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора имеет право обратиться, в том числе в форме электронного документа, в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора .

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах .
Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора .

Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные настоящим Кодексом.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены при согласии сторон коллективного трудового спора. Решение о продлении срока оформляется протоколом.

Работники имеют право в установленном федеральным законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки .

Комментарий к статье 401 ТК РФ

1. Трудовой кодекс ориентирует стороны коллективного трудового спора на его разрешение в рамках примирительных процедур, справедливо считая забастовку крайней мерой разрешения спора. В комментируемой статье перечислены все этапы и варианты примирительных процедур: примирительная комиссия, посредник и (или) трудовой арбитраж. Конкретные процедуры каждого из этапов закреплены в соответствующих статьях ТК.

2. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. Только при недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора могут перейти к другим этапам и использовать соответствующие механизмы - пригласить посредника или передать спор на рассмотрение трудового арбитража.

3. Рассмотрение коллективного трудового спора в примирительной комиссии - это шанс для сторон трудовых отношений разрешить спор самостоятельно. Если попытка не удается, то стороны переходят к следующим этапам рассмотрения спора. При этом стороны вправе выбрать любой из вариантов, т.е. рассмотреть спор, используя услуги посредника, или перенести его на рассмотрение трудового арбитража, а также последовательно пройти все эти стадии.

Следовательно, возможны три сценария развития коллективного трудового спора:

1) примирительная комиссия - посредничество;

2) примирительная комиссия - трудовой арбитраж;

3) примирительная комиссия - посредничество - трудовой арбитраж.

В любом варианте примирительная комиссия является обязательным этапом.

4. Примирительная комиссия, создаваемая для рассмотрения коллективного трудового спора, отличается от органа, который создается для ведения коллективных переговоров (см. ст. 37 ТК и комментарий к ней).

За сторонами остается право на любом этапе осуществить уведомительную регистрацию спора в Федеральной службе по труду и занятости.

5. Стороны не имеют права уклоняться от участия в примирительных процедурах. Для работодателя это означает возможность привлечения к административной ответственности, а для работников и их представителей - признание забастовки незаконной (если до этого дойдет дело).

Участники примирительных процедур, а также Федеральная служба по труду и занятости должны максимально использовать все возможности для разрешения коллективного трудового спора, соблюдая при этом установленные в ТК сроки, хотя при определенных условиях последние при согласии сторон могут быть продлены. Такое решение должно быть оформлено протоколом.

6. Полномочия иных представительных органов работников (кроме профсоюзов) должны оформляться соответствующими документами (например, выпиской из протокола общего собрания (конференции)).

7. В настоящее время ТК предоставляет работникам возможность использования таких форм воздействия на другую сторону, как проведение собраний, митингов, демонстраций, пикетирований. Использование этих форм поддержки требований допускается в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки.

Безусловно, подобные мероприятия должны проводиться с соблюдением установленных в законодательстве правил, а также с соблюдением, например, правил внутреннего трудового распорядка (т.е. за пределами рабочего времени).

Другой комментарий к статье 401 Трудового Кодекса РФ

В ч. 1 комментируемой статьи дается перечень мирных процедур разрешения коллективного трудового спора, объединенных общим понятием "примирительные процедуры", которые состоят из трех этапов:

1) разрешение спора примирительной комиссией (ст. 402);

2) разрешение спора с участием посредника (ст. 403);

3) разрешение спора в трудовом арбитраже (ст. 404).

При разрешении конкретных коллективных трудовых споров последовательность этапов его рассмотрения может различаться. Только в отношении разрешения спора с помощью примирительной комиссии указывается, что рассмотрение спора в этом органе является обязательным этапом. Что касается второго этапа - рассмотрение спора с участием посредника, то в определенных случаях (см. коммент. к ст. 403) стороны могут пропустить его, перейдя сразу после рассмотрения спора в примирительной комиссии к трудовому арбитражу.

Как указывается в ч. 3 комментируемой статьи, каждая из сторон спора имеет право обратиться в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективного трудового спора для уведомительной регистрации спора. Данная норма направлена на возможное оказание государством помощи спорящим сторонам. Ни одна из сторон не обязана обращаться к государственному органу по урегулированию коллективного трудового спора для регистрации коллективного трудового спора, а отсутствие регистрации не может служить основанием для признания каких-либо действий сторон незаконными. В результате изменений в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (в ред. от 22.06.2010) урегулирование коллективных трудовых споров включено в функции Федеральной службы по труду и занятости.

В ч. 4 комментируемой статьи указывается на недопустимость уклонения сторон коллективного трудового спора от участия в примирительных процедурах. Последствия такого уклонения предусмотрены ст. ст. 406 и 416 ТК (см. коммент. к ним).

В ч. 5 анализируемой статьи еще раз презюмируется обязанность всех участников спора использовать все предусмотренные законодательством способы для разрешения коллективных трудовых споров. Таким образом, акцент делается на примирительных процедурах, с тем чтобы не допустить начала забастовки.

Части 6 и 7 комментируемой статьи посвящены срокам осуществления примирительных процедур. Конкретные сроки прохождения спора по этапам отражены в соответствующих статьях, посвященных каждому этапу. По общему правилу стороны должны придерживаться указанных сроков, однако в случае необходимости сроки могут быть продлены при согласии сторон коллективного спора. Данная норма отражает гибкость социального партнерства и существенную роль договорного регулирования отношений между социальными партнерами.

Стоит заметить, что новая редакция ч. 7 дополнена положением, согласно которому решение о продлении срока оформляется протоколом.

Часть 8 комментируемой статьи предоставляет работникам право на такие действия в поддержку своих требований, как проведение собраний, митингов, демонстраций, пикетирования. Работники могут реализовывать данное право на основании Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в ред. от 08.12.2011) <1>, а также иных актов, регулирующих осуществление этого права в конкретных субъектах РФ.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2485; 2010. N 50. Ст. 6602; 2011. N 7. Ст. 901; РГ. 2011. 14 дек.

Комментарии и консультации юристов по ст 401 ТК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 401 ТК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.