Статья 4. Запрещение принудительного труда

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
в целях поддержания трудовой дисциплины;
в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:
нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;
возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:
работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;
работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Комментарий к статье 4 ТК РФ

1. Запрещение принудительного труда, так же как запрещение дискриминации в сфере труда, является одним из четырех фундаментальных принципов международного трудового права, зафиксированных в Декларации МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (принята в г. Женеве 18 июня 1998 г.) (см. ст. 10 ТК и комментарий к ней). Обособление законодательной регламентации данного принципа в отдельной статье ТК тоже следует расценивать как показатель его особой значимости.

Помимо международного трудового права, запрет принудительного труда содержится в нормах международного гуманитарного права, источниками которого являются акты общего и регионального действия. К первым относится Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., ко вторым - Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ) и Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. (ратифицирована Россией 4 ноября 1995 г.). Но наиболее детализированная правовая регламентация запрещения принудительного труда содержится все же в международном трудовом праве, которое посвятило этой проблеме две Конвенции МОТ: N 29 "О принудительном или обязательном труде" (заключена в г. Женеве 28 июня 1930 г.) и N 105 "Об упразднении принудительного труда" (заключена в г. Женеве 25 июня 1957 г.). Обе Конвенции ратифицированы нашей страной. Кроме того, запрет принудительного труда содержится в ч. 2 ст. 37 Конституции РФ и ст. 1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

2. Приведенное в ч. 2 ст. 4 ТК определение принудительного труда основывается на формулировке, содержащейся в п. 1 ст. 2 Конвенции МОТ "О принудительном или обязательном труде", в которой сказано, что термин "принудительный или обязательный труд" означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. В отличие от включенного в ч. 2 ст. 4 ТК это определение говорит не только о принудительном, но и об обязательном труде. Однако самостоятельного значения в термин "обязательный труд" в сравнении с термином "принудительный труд" данная Конвенция не вкладывает, в силу чего они малоразличимы. С этой точки зрения российское законодательство вполне правомерно оперирует только одним термином - "принудительный труд". Вместе с тем характеристики принудительного или обязательного труда, данные указанной Конвенцией и ч. 2 ст. 4 ТК, имеют определенные различия. Эта Конвенция, помимо выполнения работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), относит к числу признаков принудительного или обязательного труда также отсутствие добровольного предложения работником своих услуг для выполнения данной работы. Это обстоятельство не следует расценивать как нарушение положений данной Конвенции нормами ТК. Просто российский закон более жестко подошел к квалификации конкретного труда в качестве принудительного, поэтому если по нормам международного трудового права для этого требуется наличие двух признаков, то по нормам ТК достаточно одного - угрозы применения какого-либо наказания (насильственного воздействия).

В дополнение к общему определению принудительного труда ч. 2 ст. 4 ТК приводит и его конкретные примеры, практически текстуально совпадающие с перечнем форм принудительного, или обязательного, труда, содержащимся в ст. 1 Конвенции МОТ "Об упразднении принудительного труда". В этом аспекте нормы ТК о запрете принудительного труда полностью соответствуют нормам международного трудового права.

3. Часть 3 комментируемой статьи не имеет аналогов в международном трудовом праве и, по сути, расширяет перечень видов принудительного труда, который содержится в ст. 1 Конвенции МОТ "Об упразднении принудительного труда". В данном случае отечественный законодатель предпринял нетривиальный подход к формулировке этих двух дополнительных видов принудительного труда. Согласно ч. 3 ст. 4 ТК принудительным трудом признается нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или ее выплата не в полном размере. Основываясь на буквальном толковании данной формулировки, к принудительному следует относить любой труд, осуществляемый в условиях отсутствия его оплаты не только в полном, но и в частичном размере. Иными словами, любая задержка выплаты, частичная или полная невыплата заработной платы должны квалифицироваться в качестве принудительного труда вне зависимости от причин, повлекших данные последствия, и вины работодателя в их возникновении.

Аналогичным образом обстоит дело и со второй, указанной в ч. 3 ст. 4 ТК, разновидностью принудительного труда, который всегда имеет место в случае возникновения угрозы жизни и здоровью работника ввиду нарушения требований охраны труда любым возможным способом.

Поскольку принудительный труд запрещен, постольку работодатель не вправе требовать его выполнения, а работник вправе от него отказаться. По существу право работника прекратить выполнение порученной ему работы в таких условиях представляет собой способ самозащиты права на получение оплачиваемой и безопасной работы (см. ст. 142 ТК и комментарий к ней, а также ч. 2 п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ (далее - ВС РФ) от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"). Сама же возможность воспользоваться этим способом защиты нарушенного права возникает у работника с момента появления феномена принудительного труда, т.е. с первого дня невыполнения работодателем вытекающей из трудового договора обязанности по надлежащей оплате и охране труда (см. ст. ст. 142 и 379 ТК и комментарии к ним).

4. Часть 4 комментируемой статьи ТК содержит перечень видов работ, не признаваемых принудительным трудом. В целом он согласуется с аналогичным перечнем, приводимым в ст. 2 Конвенции МОТ "О принудительном или обязательном труде". Однако конвенционный перечень сформулирован более широко, нежели перечень, содержащийся в ст. 4 ТК. Дополнительно к ст. 4 ТК в него включаются: а) всякая работа или служба, являющаяся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны; б) мелкие работы общинного характера, т.е. работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива, при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.

Несмотря на то что наш законодатель отказался от воспроизведения в ТК формулировок этих исключений, они сохраняют действие и в отношении нашей страны. Это вытекает из факта ратификации Россией соответствующей Конвенции. Отсюда следует, что принудительным трудом не следует признавать те работы, которые выполняются для прямой пользы коллектива членами данного коллектива по благоустройству и санитарно-гигиенической профилактике зданий и территорий, занимаемых школами, интернатами, детскими и юношескими оздоровительными лагерями, а также учреждениями, ведающими исполнением наказаний, при условии предоставления представителям данных коллективов права высказывать свое мнение относительно целесообразности проведения таких работ.

Другой комментарий к статье 4 Трудового Кодекса РФ

Комментируемая статья основана на положениях ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, устанавливающей, что принудительный труд запрещен. Принцип запрещения принудительного труда, закрепленный в ст. 2 ТК как один из общепризнанных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, получил свое полное развитие в комментируемой статье. Данный принцип взаимосвязан с другими основными принципами, закрепленными в ст. 2 ТК: о запрещении дискриминации и о свободе труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Запрещение принудительного труда невозможно без свободного труда или при дискриминации, ибо само принуждение к труду содержит отрицание свободы труда. В такой же мере свобода труда невозможна без запрещения принудительного труда или запрета дискриминации.

В ч. 2 настоящей статьи определяются принудительный труд и его формы в соответствии с положениями ч. 2 ст. 8 Международного пакта ООН "О гражданских и политических правах" (1966 г.) <1>, ч. 2 ст. 4 Европейской конвенции "О защите прав человека и основных свобод" (1950 г.; с изм. от 13.05.2004) <2> и Конвенциями МОТ: N 29 "О принудительном или обязательном труде" (1930 г.) <3>, N 105 "Об упразднении принудительного труда" (1957 г.) <4>. В ч. 2 комментируемой статьи дано определение принудительного труда, в основе которого воспроизводятся положения Конвенции МОТ N 29. Согласно этой Конвенции принудительный или обязательный труд означает "всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг" (ч. 1 ст. 2 Конвенции) <5>.

--------------------------------
<1> БВС РФ. 1994. N 12.
<2> СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1514; N 20. Ст. 2143; 2001. N 2. Ст. 163; 2010. N 6. Ст. 567.
<3> ВВС СССР. 1956. N 12. Ст. 253.
<4> СЗ РФ. 1998. N 12. Ст. 1348.
<5> В ТК определяется, что принудительный труд - это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия, в том числе в качестве поддержания трудовой дисциплины).

Часть 3 комментируемой статьи также относит к принудительному труду работу, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия) и от которой он может отказаться в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы (ст. 142 ТК) либо при несоблюдении требований охраны труда, угрожающих его жизни и здоровью (ст. 220 ТК).

Эти положения выходят за рамки общепринятого понятия принудительного труда по сравнению с указанными Конвенциями МОТ. Но выполнение работы, если нарушаются сроки выплаты заработной платы или она выплачивается не в полном размере либо существует угроза жизни или здоровью работника, - это нарушения основных прав работника на оплату и охрану труда, гарантированных Конституцией РФ (ч. 3 ст. 37).

Принцип запрещения принудительного труда нашел свое воплощение в ТК (см. ст. ст. 142, 220, 236, 237 и коммент. к ним). При этом установлено, что в случае допущенных нарушений работодателем в оплате труда работника он вправе приостановить работу в порядке, предусмотренном ст. 142 ТК, на весь период до выплаты задержанной суммы с учетом денежной компенсации, установленной ст. 236 ТК, и возможной компенсацией морального вреда согласно ст. 237 ТК.

В соответствии со ст. 219 ТК работник вправе отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом) до устранения такой опасности. Кроме того, отказ работника от выполнения работ в случае возникновения такой опасности либо отказ от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренными трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности (см. ст. 220 ТК).

Часть 4 комментируемой статьи приведена в полное соответствие с Конвенцией "Относительно принудительного или обязательного труда", из которой следует, что не считается принудительным трудом всякая работа или служба, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае войн или бедствия или угрозы бедствия и др., и вообще обстоятельств, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения.

Прежде всего принудительный труд не включает в себя работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе. Это предусмотрено:

1) ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в ред. от 21.11.2011) <1>;

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475; N 30. Ст. 3613; 2000. N 33. Ст. 3348; N 46. Ст. 4537; 2001. N 7. Ст. 620, 621; N 30. Ст. 3061; 2002. N 7. Ст. 631; N 21. Ст. 1919; N 26. Ст. 2521; N 30. Ст. 3029, 3030, 3033, 3111; 2003. N 1. Ст. 1; N 8. Ст. 709; N 27. Ст. 2700; N 46. Ст. 4437; N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 8. Ст. 600; N 17. Ст. 1587; N 18. Ст. 1687; N 25. Ст. 2484; N 27 (ч. 1). Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; N 49. Ст. 4848; 2005. N 10. Ст. 763; N 14. Ст. 1212; N 27. Ст. 2716; N 29. Ст. 2907; N 30 (ч. 1). Ст. 3110, 3111; N 40. Ст. 3987; N 43. Ст. 4349; N 49. Ст. 5127; 2006. N 1. Ст. 10; 22; N 11. Ст. 1148; N 19. Ст. 2062; N 28. Ст. 2974; N 29. Ст. 3121, 3122, 3123; N 41. Ст. 4206; N 44. Ст. 4534; N 50. Ст. 5281; 2007. N 2. Ст. 362; N 16. Ст. 1830; N 31. Ст. 4011; N 45. Ст. 5418; N 49. Ст. 6070, 6074; N 50. Ст. 6241; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5746; N 52 (ч. 1). Ст. 6235; 2009. N 7. Ст. 769; N 18 (ч. 1). Ст. 2149; N 23. Ст. 2765; N 26. Ст. 3124; N 48. Ст. 5735, ст. 5736; N 51. Ст. 6149; N 52 (ч. 1). Ст. 6404; 2010. N 11. Ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31. Ст. 4192; N 49. Ст. 6415; 2011. N 1. Ст. 16; N 27. Ст. 3878; N 30 (ч. 1). Ст. 4589; РГ. 2011. 26 нояб.

2) ст. ст. 10, 26, 27 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. от 21.04.2011) <1>;

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; 2000. N 1 (ч. 2). Ст. 12; 2000. N 26. Ст. 2729; N 33. Ст. 3348; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 31. Ст. 3173; N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 19. Ст. 1794; N 21. Ст. 1919; N 26. Ст. 2521; N 48. Ст. 4740; N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 46. Ст. 4437; N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 18. Ст. 1687; N 30. Ст. 3089; N 35. Ст. 3607; 2005. N 17. Ст. 1483; 2006. N 1. Ст. 1, 2; N 6. Ст. 637; N 19. Ст. 2062, 2067; N 29. Ст. 3122; N 31 (ч. 1). Ст. 3452; N 43. Ст. 4415; N 50. Ст. 5281; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 41; N 2; Ст. 360; N 10. Ст. 1151; N 13. Ст. 1463; N 15. Ст. 1820; N 26. Ст. 3086, 3087; N 31. Ст. 4011; N 45. Ст. 5431; N 49. Ст. 6072; N 50. Ст. 6237; 2008. N 24. Ст. 2799; N 29 (ч. 1). Ст. 3411; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 44. Ст. 4983; N 45. Ст. 5149; N 49. Ст. 5723; N 52 (ч. 1). Ст. 6235; 2009. N 7. Ст. 769; N 11. Ст. 1263; 2009. N 30. Ст. 3739; N 52 (ч. 1). Ст. 6415; 2010. N 30. Ст. 3990; N 50. Ст. 6600; 2011. N 1. Ст. 16, ст. 30; N 17. Ст. 2315.

3) п. 3 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (в ред. от 05.04.2011) <1>;

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750; 2000. N 1 (ч. 1). Ст. 6; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2005. N 10. Ст. 763; N 15. Ст. 1276; N 52 (ч. 1). Ст. 5598; 2006. N 28. Ст. 2974; N 29. Ст. 3123; N 50. Ст. 5279; 2007. N 26. Ст. 3076; N 27. Ст. 3213; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 15. Ст. 1779; N 45. Ст. 5270; 2010. N 19. Ст. 2283, ст. 2291; N 31. Ст. 4192; N 52 (ч. 1). Ст. 6992; 2011. N 15. Ст. 2019.

4) ст. 10 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (в ред. от 09.03.2010) <1>;

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1014; 1998. N 29. Ст. 3395; 2000. N 32. Ст. 3341; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 1. Ст. 10; N 6. Ст. 637; N 44. Ст. 4534; 2010. N 11. Ст. 1176.

5) Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" (в ред. от 17.12.2010) <1>;

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2525; 2009. N 2. Ст. 222; 2010. N 52 (ч. 1). Ст. 7104.

6) Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (в ред. от 30.09.2011) <1>;

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 38. Ст. 4534; N 42. Ст. 5008; 2000. N 16. Ст. 1678; N 27. Ст. 2819; 2003. N 16. Ст. 1508; 2006. N 25. Ст. 2697; 2007. N 11. Ст. 1284; N 13. Ст. 1527; N 29. Ст. 3679; N 35. Ст. 4289; N 38. Ст. 4513; 2008. N 3. Ст. 169, 170; N 13. Ст. 1251; N 43. Ст. 4919; 2009. N 2. Ст. 180; N 18 (ч. 2). Ст. 2217; N 28. Ст. 3519; N 49 (ч. 2). Ст. 5918; 2010. N 27. Ст. 3446; 2011. N 4. Ст. 572; N 13. Ст. 1741; N 40. Ст. 5532.

7) ст. 21 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (в ред. от 09.03.2010) <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030; 2004. N 35. Ст. 3507; 2006. N 1. Ст. 22; N 29. Ст. 3122; 2010. N 11. Ст. 1176.

Не считается принудительным трудом работа, которая выполняется в чрезвычайных обстоятельствах (аварии, пожары, наводнения, землетрясения и иные чрезвычайные обстоятельства, угрожающие жизни и жизнеобеспечению населения). Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (в ред. от 07.03.2005) <1> предусматривает в исключительных случаях возможность мобилизации трудоспособного населения и привлечения транспортных средств граждан для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 269; 2005. N 10. Ст. 753.

Принудительный труд не включает в себя работу, выполняемую в порядке исполнения наказания по приговору суда, вступившему в законную силу. Это может быть отбывание наказания в виде обязательных работ (ст. ст. 25 - 30 УИК), которое исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного, или исправительных работ, отбываемых по основному месту работы осужденного к исправительным работам (ст. 39 УИК). Осужденный к лишению свободы согласно ст. 103 УИК обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.

Следует иметь в виду, что исполнение различных видов наказания по вступившему в законную силу приговору суда с привлечением к труду осужденных осуществляется с соблюдением положений трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и уголовно-исполнительного законодательства.

Комментарии и консультации юристов по ст 4 ТК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 4 ТК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.