Статья 374. Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы

Увольнение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 или 3 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.
В течение семи рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работника из числа указанных в части первой настоящей статьи работников, соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган рассматривает этот вопрос и представляет в письменной форме работодателю свое решение о согласии или несогласии с данным увольнением.

Работодатель вправе произвести увольнение без учета решения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа в случае, если такое решение не представлено в установленный срок или если решение соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа о несогласии с данным увольнением признано судом необоснованным на основании заявления работодателя.

Соблюдение указанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы соответствующий выборный профсоюзный орган права обжаловать в суд принятое работодателем решение о данном увольнении.

Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работников, указанных в части первой настоящей статьи, допускается помимо общего порядка увольнения только с учетом мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

В течение семи рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работника из числа указанных в части первой настоящей статьи работников, соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган рассматривает этот вопрос и представляет в письменной форме работодателю свое мотивированное мнение.

Работодатель вправе произвести увольнение без учета мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа в случае, если такое мнение не представлено в установленный срок.

Если соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, в течение трех рабочих дней стороны вправе провести дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.

При недостижении общего согласия в результате дополнительных консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня получения соответствующим вышестоящим выборным профсоюзным органом проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении работника, имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано этим работником или представляющим его интересы выборным профсоюзным органом в соответствующую государственную инспекцию труда.

В течение десяти рабочих дней со дня получения жалобы (заявления) работника или представляющего его интересы выборного профсоюзного органа государственная инспекция труда рассматривает вопрос о данном увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение указанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный профсоюзный орган права обжаловать данное увольнение непосредственно в суд и не лишает работодателя права обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Работодатель вправе произвести увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работника из числа указанных в части первой настоящей статьи работников в течение одного месяца со дня получения решения о согласии с данным увольнением или мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, либо истечения установленного срока представления таких решения или мотивированного мнения, либо вступления в силу решения суда о признании необоснованным несогласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа с данным увольнением. В установленный срок не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

При отсутствии соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение по основаниям, предусмотренным пунктом 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работников, указанных в части первой настоящей статьи, производится с соблюдением порядка, установленного статьей 373 настоящего Кодекса.

Члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, если это предусмотрено коллективным договором, также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в этих мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

Комментарий к статье 374 ТК РФ

1. Гарантии, установленные комментируемой статьей, предоставляются только работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, их структурных подразделений не ниже цеховых и продолжающим исполнять свои обязанности по трудовому договору. Наличие в законе усложненного порядка расторжения трудового договора с данными лицами объясняется необходимостью обеспечения их независимости от работодателя, которая выступает обязательным условием надлежащего исполнения ими своих функций по представительству прав и интересов работников - членов профсоюза.

2. О понятии первичной профсоюзной организации см. комментарий к ст. 29 ТК.

Профсоюзные организации структурных подразделений юридического лица, как правило, являются подразделениями первичной профсоюзной организации. Наименования выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций определяются уставами профсоюзов, положениями о первичных профсоюзных организациях. Наиболее часто такие органы именуются "профсоюзный комитет" (в рамках всего юридического лица), "цеховой комитет" (в рамках структурного подразделения). Коллективным договором, соглашением круг профсоюзных активистов, прекращение трудового договора с которыми осуществляется в особом порядке, может быть расширен.

3. Расторжение трудового договора с руководителями выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), их заместителями, не освобожденными от основной работы, в особом порядке осуществляется в силу ТК в том случае, если увольнение производится в связи с сокращением численности или штата работников (п. 2 ч. 1 ст. 81); недостаточной квалификацией работника, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81); неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей (п. 5 ч. 1 ст. 81). В случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашением, особый порядок расторжения трудового договора может применяться при увольнении по инициативе работодателя и по иным основаниям.

В связи с принятием КС РФ Определения от 3 ноября 2009 г. N 1369-О-П новая редакция комментируемой статьи подразделяет особый порядок расторжения трудового договора с указанными лицами на: а) увольнение с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа соответствующего профсоюза, объединения профсоюзов, в состав которого входит первичная профсоюзная организация (при увольнении на основании п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 81 ТК); б) увольнение с учетом мотивированного мнения данного органа (при увольнении на основании п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК). Такими органами, как правило, являются территориальные, региональные (межрегиональные) комитеты профсоюза, центральный комитет соответствующего профсоюза либо руководящий орган (президиум, совет и т.п.) объединения профсоюзов.

4. Решение соответствующего профсоюзного органа относительно дачи согласия или отказа в согласовании расторжения трудового договора, выражении мотивированного мнения должно быть представлено работодателю в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа работодателя и документов, обосновывающих необходимость его принятия. Можно предположить, что соблюдение данного правила для общероссийского профсоюза, принимающего данное решение на заседании центрального органа, может быть весьма затратным.

При несоблюдении указанного срока работодатель освобождается от обязанности учитывать позицию профсоюза при увольнении работника.

5. Решение вышестоящего профсоюзного органа об отказе в согласовании увольнения работника может быть признано судом необоснованным по заявлению работодателя. В этом случае работодатель вправе уволить работника без согласия данного профсоюзного органа.

Об особенностях расторжения трудового договора с работниками, входящими в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК см. Определение КС РФ от 4 декабря 2003 г. N 421-О.

Если мнение вышестоящего профсоюзного органа об увольнении работника на основании п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК является отрицательным, то между ним и работодателем проводятся дополнительные консультации, порядок и сроки которых аналогичны установленным ст. 373 ТК для проведения консультаций между работодателем и первичной профсоюзной организацией.

6. Увольнение работников, перечисленных в комментируемой статье, допускается в течение одного месяца со дня получения работодателем решения о согласии с увольнением или мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, либо истечения установленного срока их представления, либо вступления в силу решения суда о признании необоснованным несогласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа с данным увольнением.

При рассмотрении дела в суде работодателю надлежит представить доказательства того, что профсоюзный орган дал согласие по тем основаниям, которые были указаны работодателем при обращении в профсоюзный орган, а затем в приказе об увольнении. В случае несоблюдения работодателем требований закона о предварительном (до издания приказа) получении согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа на расторжение трудового договора увольнение работника является незаконным и он подлежит восстановлению на работе (ч. 2 п. 24, п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

7. В том случае, когда вышестоящий выборный профсоюзный орган отсутствует, увольнение указанных работников производится с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии с процедурой, установленной ст. 373 ТК.

8. Гарантии участия работников в деятельности выборных органов профсоюзов распространяются на членов выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, продолжающих работу по трудовому договору (не освобожденных от основной работы). На время работы выборного коллегиального органа профсоюза, членом которого является данный работник, проведения профсоюзных съездов или конференций указанные лица освобождаются от работы с сохранением за ними места работы. Порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях устанавливается в коллективном договоре, соглашении. Если в правовых актах социального партнерства эти вопросы не решены, то профсоюз, объединение профсоюзов выплачивают работнику за указанное время компенсацию. Размер компенсации определяется решением соответствующего профсоюза, объединения профсоюзов (см. ст. 170 ТК и комментарий к ней).

Другой комментарий к статье 374 Трудового Кодекса РФ

В целях обеспечения реальной возможности работникам, избранным в профсоюзные органы, быстро и эффективно выполнять обязанности по защите трудовых прав и интересов работников в ст. ст. 171, 374, 375 для них предусматриваются дополнительные гарантии в сфере трудовых отношений.

В основе гарантий работникам, входящим в состав выборных профсоюзных органов, лежат положения, содержащиеся в документах МОТ, в частности, в Конвенции МОТ N 135 "О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях" (1971 г.), в которой предусматривается защита представителей работников, в том числе от увольнения по инициативе работодателей (см. коммент. к ст. 31).

Виды гарантий, перечень работников, для которых они установлены, и условия их предоставления дифференцируются прежде всего в зависимости от того, выполняется ли профсоюзная деятельность работником в сочетании с основной работой у работодателя (неосвобожденный профсоюзный работник) или работником, освобожденным от работы в организации или у индивидуального предпринимателя в связи с избранием его на выборную должность в профсоюзной организации (освобожденный профсоюзный работник). Эти различия отражены в ст. ст. 374 и 375 ТК.

В числе гарантий, установленных для профсоюзных работников, не освобожденных от основной работы, является защита от увольнения по инициативе работодателя руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним) без соблюдения установленных условий законности увольнения.

Увольнение указанных работников по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 3 и 5 ч. 1 ст. 81 ТК, допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

При отсутствии вышестоящего профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного ст. 373 ТК, т.е. получения и учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (см. коммент. к ст. 373).

Следует иметь в виду, что на практике (уже не в первый раз) вопрос о конституционности норм, устанавливающих особые гарантии трудовых прав работников, входящих в состав выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций (включая их руководителей) и не освобожденных от их основной работы по трудовому договору, уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ по делу в связи с запросами Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального районного суда г. Кемерово (Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.2002 N 3-П) <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 7.

17 декабря 2008 г. Конституционный Суд РФ рассмотрел жалобу ФГУП "Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича", в которой оспаривалась конституционность п. 1 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", согласно которому работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.

Суть дела заключается в том, что работник указанного учреждения М., являющаяся членом профсоюзного комитета, не освобожденным от основной работы председателем профсоюзной организации данного предприятия, в рабочее время на рабочем месте организовала кампанию по сбору подписей против установки пивных палаток в г. Мурманске и тем самым нарушила правила внутреннего трудового распорядка организации.

Однако президиум Мурманской областной организации Российского профсоюза работников рыбного хозяйства, куда работодатель обратился с просьбой дать согласие на применение к указанному работнику дисциплинарного взыскания в виде замечания, в своем постановлении согласия не дал, причем данное решение мотивировано не было.

Российский профсоюз работников рыбного хозяйства в своем ответе на просьбу работодателя разъяснить указанное постановление сослался на отсутствие каких-либо нарушений норм трудового законодательства со стороны М.

По мнению заявителя, п. 1 ст. 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" не соответствует ряду статей Конституции, поскольку предоставляет необоснованные преимущества работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы, и создает для них возможность злоупотребления своими правами.

В Определении Конституционного Суда РФ от 17.12.2008 N 1060-О-П отмечается, что ТК, вступивший в законную силу с 1 февраля 2002 г., т.е. после вынесения Конституционным Судом РФ Постановления от 24.01.2002 N 3-П, закрепил иной круг гарантий для указанных категорий работников.

Так, ст. 374 "Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы" ТК содержит нормы, устанавливающие лишь особый порядок увольнения данных работников (с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа) и лишь по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 3 и 5 ч. 1 ст. 81 ТК.

Таким образом, содержащаяся в ст. 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" норма, не допускающая без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случае совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя, после вступления в силу названного Постановления Конституционного Суда РФ и ТК не действует и не подлежит применению.

Конституционный Суд РФ определил признать п. 1 ст. 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", согласно которому работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях организации - без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в организации, а руководители профсоюзных органов в организации, профорганизаторы - органа соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов, не действующим и не подлежащим применению как содержащий положения, аналогичные ранее признанным Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ.

Члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций (не освобожденные от основной работы), участвующие в качестве делегатов в работе съездов, конференций, работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а также когда это предусмотрено коллективным договором, на время краткосрочной профсоюзной учебы освобождаются от основной работы.

Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в перечисленных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

Комментарии и консультации юристов по ст 374 ТК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 374 ТК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.