Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право :
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц ;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт ;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
абзац утратил силу с 12 августа 2005 года - Федеральный закон от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ ;
направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда ;
абзац утратил силу с 6 октября 2006 года - Федеральный закон от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ ;
абзац утратил силу с 6 октября 2006 года - Федеральный закон от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ
составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве ;
предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем .

Комментарий к статье 357 ТК РФ

1. Для обеспечения исполнения инспекторами труда своих функций Конвенция N 81 МОТ "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (принята в г. Женеве 14 июля 1947 г.) предусматривает их права: беспрепятственно проходить без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции; входить в дневное время во все здания, которые они имеют достаточные основания считать подпадающими под контроль инспекции; осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательство эффективно соблюдается, в частности наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы предпринимателю или персоналу предприятия по всем областям, относящимся к применению законодательных положений, требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законодательством по вопросам условий труда, в целях проверки их соответствия законодательным положениям и снятия с них копии или выписки отдельных мест.

2. Комментируемая статья устанавливает общий свод прав государственных инспекторов труда вне зависимости от специфики осуществляемой ими надзорной деятельности. В то же время следует иметь в виду, что в системе федеральной инспекции труда деятельность по проведению надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде осуществляют государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда. Государственные правовые инспекторы труда осуществляют надзор за соблюдением трудовых прав и свобод граждан, применением законодательства о труде и являются специалистами в области права. Государственные инспекторы по охране труда ведут надзор за соблюдением прав и свобод граждан, применением законодательства о труде в части обеспечения права на безопасные условия труда и имеют необходимые познания в технических вопросах.

3. Предписания, предъявленные государственным инспектором труда в адрес работодателя или его представителя об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе и не связанных с нарушением прав конкретного работника, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении лиц, виновных в выявленных нарушениях, к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности, обязательны для исполнения. Об обжаловании предписаний государственных инспекторов труда см. ст. 361 ТК и комментарий к ней.

Ответственность за неисполнение в установленный срок предписания государственного инспектора труда об устранении нарушений законодательства предусмотрена ст. 19.5 КоАП. Соответствующие дела об административных правонарушениях рассматриваются судами.

4. О расследовании и учете несчастных случаев на производстве см. ст. ст. 227 - 231 ТК и комментарий к ним.

5. Рассматривать дела об административных правонарушениях и привлекать виновных лиц к административной ответственности вправе должностные лица, поименованные в ст. 23.12 КоАП.

Данные лица вправе составлять по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых ими, протоколы об административных правонарушениях. Кроме того, должностные лица Федеральной службы по труду и занятости имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6, 19.7 КоАП (ст. 28.3 КоАП). Перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10 апреля 2006 г. N 60.

6. Федеральная инспекция труда не осуществляет надзорную деятельность по вопросам, которые приняты к рассмотрению судом или по которым уже имеется решение суда, вне зависимости от вступления его в законную силу. В то же время принятие вопроса к рассмотрению КТС или возбуждение по нему коллективного трудового спора не препятствует проведению проверки соблюдения законодательства о труде, трудовых прав и свобод граждан. Однако в данном случае предписание выдается при наличии очевидного (т.е. не вызывающего сомнений) нарушения. Выданное в данном случае предписание об устранении нарушений законодательства о труде, иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, также подлежит обязательному исполнению и может быть обжаловано работодателем или его представителем в особом порядке: исключительно в суд в течение 10 дней с момента получения предписания. Обжалование данного предписания в порядке подчиненности не допускается.

Другой комментарий к статье 357 Трудового Кодекса РФ

В комментируемой статье перечислены права, сформулированные в Конвенции МОТ N 81.

Порядок осуществления государственными инспекторами труда закрепленного в комментируемой статье права расследовать несчастные случаи на производстве регламентирован Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 731.

Комментируемая статья фактически устанавливает общий свод прав должностных лиц федеральной инспекции труда, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, вне зависимости от специфики их надзорно-контрольной деятельности и занимаемых должностей. В то же время следует учитывать, что в федеральной инспекции труда существует внутреннее разделение направлений надзорно-контрольной деятельности за соблюдением законодательства о труде по институтам трудового права, в соответствии с которым она фактически осуществляется государственными инспекторами труда по правовым вопросам и по охране труда.

В процессе надзорно-контрольной деятельности государственные инспекторы труда вправе знакомиться со всеми документами, которые могут содержать информацию о нарушении трудовых прав работников. В случае необходимости государственный инспектор труда вправе обратиться с просьбой о предоставлении ему копий отдельных документов. В целях наиболее полной проверки государственные инспекторы труда направляют контролируемым органам соответствующие письма (вопросы) с конкретным указанием истребуемых материалов. При этом недопустим отказ работодателей и их представителей предоставить необходимую информацию на том основании, что она не может быть безвозмездной (более подробно об ответственности за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда см. коммент. к ст. 363).

Актом реагирования государственного инспектора труда на нарушения, выявленные в ходе проверки, является выносимое им предписание об устранении вскрытых правонарушений, их причин и способствующих им условий. Предписание составляется в двух экземплярах: один экземпляр предписания с копиями приложений (протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников) вручается работодателю или его представителю под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру предписания, остающемуся в деле проверяющего органа федеральной инспекции труда. В предписании допустима постановка вопроса о необходимости привлечения руководителей и иных должностных лиц организации к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке (см. ст. 76 ТК и коммент. к ней). Выполнение предписаний государственных инспекторов труда является обязанностью работодателя, возложенной на него ст. 212 ТК (см. коммент. к ней).

Государственные инспекторы труда наделены властными правами по привлечению к административной ответственности руководителей и иных должностных лиц организации, виновных в нарушении трудового законодательства, нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Административная ответственность указанных лиц выражается в наложении денежного штрафа в размерах, указанных в КоАП (см. ст. 419 ТК и коммент. к ней).

В соответствии со ст. 23.12 КоАП Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. ст. 5.28 - 5.34 КоАП.

Рассматривать дела от имени Федеральной инспекции труда и подведомственных ей территориальных инспекций труда вправе:

1) главный государственный инспектор труда РФ, его заместители;

2) главный государственный правовой инспектор труда РФ;

3) главный государственный инспектор РФ по охране труда;

4) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);

5) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);

6) руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);

7) главные государственные инспекторы труда;

8) старшие государственные инспекторы труда;

9) государственные инспекторы труда.

Государственные инспекторы труда могут направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении работодателя и его представителей к уголовной ответственности в случаях, когда действия указанных лиц содержат признаки уголовно наказуемого деяния.

Следует иметь в виду, что Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" (в ред. от 23.07.2010) <1>, которым внесены изменения в комментируемую статью, прекратил внесудебную практику приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их структурных подразделений, в том числе производственных участков, агрегатов, а также эксплуатации зданий или сооружений, проведения отдельных видов работ. Согласно данному Федеральному закону уполномоченное должностное лицо в случае необходимости приостановления деятельности обращается в судебные органы для рассмотрения данного вопроса. В исключительных случаях указанное лицо в целях предотвращения непосредственной угрозы жизни, здоровью людей, наступления техногенной катастрофы, а также причинения невосполнимого вреда природным объектам или состоянию окружающей среды и невозможности предотвращения указанных обстоятельств другими способами, имеет право выбрать меру обеспечения - временный запрет деятельности с немедленной передачей необходимых материалов на рассмотрение судьи.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 23. Ст. 2380; N 27. Ст. 2878; N 50. Ст. 5279; 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6248; 2010. N 30. Ст. 4002.

Комментарии и консультации юристов по ст 357 ТК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 357 ТК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.