Статья 349.2. Особенности регулирования труда работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами

На работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.
Работникам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, их супругам и несовершеннолетним детям в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Комментарий к статье 349.2 ТК РФ

1. Особенности регулирования труда работников фондов и иных организаций, упоминаемых комментируемой статьей, сводятся к установлению для них ограничений, запретов и обязанностей, которые обусловлены как спецификой осуществляемой данной категорией работников деятельности, связанной с обеспечением выполнения отдельных государственных задач, так и необходимостью предотвращения совершения такими лицами коррупционных правонарушений. Комментируемая норма детализируется в Постановлении Правительства РФ от 5 июля 2013 г. N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции". Согласно этому Постановлению соответствующие ограничения, запреты и обязанности возлагаются не на всех работников Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а только на тех, кто замещает должности в указанных фондах и организациях, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, и должности, включенные в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций, нормативными правовыми актами федеральных государственных органов.

Указанные работники не вправе:

принимать без письменного разрешения работодателя (его представителя) от иностранных государств, международных организаций награды, почетные и специальные звания (за исключением научных званий), если в их должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями;

входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;

заниматься без письменного разрешения работодателя (его представителя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Таким работникам запрещается получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), за исключением случаев получения подарков в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками, с другими официальными мероприятиями и иных случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, определяющими особенности правового положения и специфику трудовой деятельности данного работника.

Кроме того, работники, относящиеся к данной категории, обязаны: уведомлять работодателя (его представителя), органы прокуратуры или другие государственные органы об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (аналогичная обязанность, исключая предоставление сведений о расходах, возлагается на граждан, претендующих на замещение соответствующих должностей);

принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов;

уведомлять работодателя (его представителя) и своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только самому работнику станет об этом известно, в письменной форме;

передавать принадлежащие работнику ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ в случае, если владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов;

уведомлять работодателя (его представителя) о получении подарка в случаях, когда его получение разрешается, и передавать указанный подарок, стоимость которого превышает 3000 руб., по акту соответственно в фонд или иную организацию с сохранением возможности его выкупа в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ.

2. Применение изложенных выше норм осуществляется в системной взаимосвязи с предписаниями иных нормативных правовых актов, принятых в рамках регулирования отношений в сфере противодействия коррупции и конкретизирующих порядок исполнения работниками фондов и иных организаций, которые упоминаются в комментируемой статье, возложенных на них обязанностей.

В частности, нормативными актами фондов и локальными нормативными актами указанных организаций, а также нормативными правовыми актами соответствующих федеральных государственных органов утверждаются:

перечни должностей, при замещении которых (поступлении на которые) работники обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и порядок представления таких сведений (см., например, Приказы Фонда социального страхования РФ от 18 июня 2013 г. N 207 "О перечне должностей в центральном аппарате Фонда социального страхования Российской Федерации и его территориальных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" и N 208 "Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на должности, и работниками, занимающими должности в центральном аппарате Фонда социального страхования Российской Федерации и его территориальных органах, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей");

порядок уведомления работодателя о фактах обращения к работнику каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (см., например, Постановление правления Пенсионного фонда РФ от 5 июня 2013 г. N 132п "Об утверждении Порядка уведомления работниками Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов работодателя о фактах обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, организации проверок этих сведений и регистрации уведомлений").

3. Запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами распространяется только на тех работников фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, кто замещает должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, а также на их супругов и несовершеннолетних детей (подп. "ж" п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами").

Нарушение данного запрета, а также непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого является работник фонда либо иной организации, упомянутой в комментируемой статье, непредставление или представление им неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных либо недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, если соответствующие действия дают основание для утраты доверия к этому работнику со стороны работодателя, являются основанием для расторжения заключенного с ним трудового договора по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК.

Другой комментарий к статье 349.2 Трудового Кодекса РФ

1. Ряд особенностей трудовой деятельности ТК РФ устанавливает и в отношении работников государственных внебюджетных фондов. К числу таких фондов положения комментируемой статьи относят:
- Пенсионный фонд РФ - самостоятельное кредитно-финансовое учреждение, созданное для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ, денежные средства которого не входят в состав федерального бюджета, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат;
- Фонд социального страхования РФ - специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляющее средствами государственного социального страхования Российской Федерации;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ - специализированное кредитно-финансовое учреждение, созданное для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования;
- иные организации, созданные на территории РФ, например, Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР и т.п.

Государственный внебюджетный фонд представляет собой фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном БК РФ, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.

2. Деятельность указанных субъектов направлена на реализацию конституционных прав граждан, что свидетельствует о наделении таких фондов и иных организаций рядом государственных функций, которые к тому же в большинстве своем носят компенсационный характер. В связи с этим трудовая деятельность работников таких органов и организаций подпадает под общие ограничения, обусловленные реализацией государственных функций.

В качестве одной из особенностей трудовой деятельности рассматриваемой категории работников закон предусматривает непосредственное применение к ним требований законодательства о противодействии коррупции. Следует также заметить, что перечень нормативных актов, определяющих запреты и ограничения для указанных работников, является открытым. Закон акцентирует внимание лишь на применении основного закона - Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Трудовая деятельность работников указанных государственных учреждений осуществляется с учетом ряда ограничений, например, им запрещается:
- участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
- осуществлять предпринимательскую деятельность;
- приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
- использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам и др.

Указанные ограничения носят общий характер и обусловлены участием государства в создании и организации деятельности соответствующего фонда или иного учреждения. В связи с этим к работникам таких учреждений применяются в полной мере ограничения, связанные с осуществлением государственной гражданской службы, причем ТК РФ не относит таких работников к числу государственных служащих. Указанная особенность трудовой деятельности рассматриваемой категории работников может налагать и иные ограничения на их жизнедеятельность, но применение таких ограничений допускается исключительно в случаях, если они прямо предусмотрены законодательным актом.

3. Особое место в системе ограничений занимает запрет, предусмотренный ч.2 комментируемой статьи, который фактически сводится к трансформации общих норм специального закона в предписания данной статьи.

Так, в качестве одной из особенностей трудовой деятельности рассматриваемой категории работников закон предусматривает запрет работникам указанных фондов открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Поскольку финансирование деятельности рассматриваемой категории работников берет на себя бюджет, т.е. выплата денежного вознаграждения в данном случае является расходным обязательством государства, то в целях обеспечения стабилизации экономики на них распространяется запрет взаимодействия с иностранными государствами, носящий общий характер в отношении всех категорий государственных служащих, а также иных лиц, чья деятельность связана с реализацией государственных функций. Статья 2 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" прямо предусматривает распространение указанного ограничения на должности в государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ. Прямое нормативное требование можно рассматривать в качестве одной из особенностей трудовой деятельности работников Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и т.п.

Комментарии и консультации юристов по ст 349.2 ТК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 349.2 ТК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.