Статья 349.1. Особенности регулирования труда работников государственных корпораций, государственных компаний

Работник государственной корпорации или государственной компании в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, обязан:
1) представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;
2) сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Для целей настоящего Кодекса используется понятие "личная заинтересованность", установленное законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Для целей настоящего Кодекса используется понятие "конфликт интересов", установленное законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Работнику государственной корпорации или государственной компании в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, запрещается:
1) участвовать в деятельности органов управления и контроля коммерческой организации, за исключением участия с согласия высшего органа управления государственной корпорации или государственной компании;
2) осуществлять предпринимательскую деятельность;
3) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственной корпорации или государственной компании, за исключением осуществления такой деятельности с согласия высшего органа управления государственной корпорации или государственной компании;
4) получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от иных юридических лиц, физических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха и иные вознаграждения), за исключением вознаграждений за исполнение в случае, предусмотренном пунктом 1 настоящей части, функций членов органов управления и контроля коммерческой организации и компенсаций командировочных расходов, связанных с исполнением таких функций;
5) использовать в целях, не связанных с исполнением трудовых обязанностей, имущество государственной корпорации или государственной компании, а также передавать его иным лицам;
6) разглашать или использовать сведения, отнесенные законодательством Российской Федерации к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением трудовых обязанностей;
7) принимать от иностранных государств, международных организаций награды, почетные и специальные звания (за исключением научных званий) без письменного разрешения представителя работодателя;
8) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных не являющихся объектом деятельности государственной корпорации или государственной компании организаций;
9) создавать в государственной корпорации или государственной компании структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
10) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений;
11) заниматься без письменного разрешения работодателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Работнику государственной корпорации или государственной компании, его супругу (супруге) и несовершеннолетним детям в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Комментарий к статье 349.1 ТК РФ

1. Комментируемая статья посвящена особенностям регулирования труда работников некоммерческих организаций, созданных в двух формах - государственной корпорации и государственной компании.

В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (п. 1 ст. 7.1); государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления (п. 1 ст. 7.2).

Государственная корпорация и государственная компания создаются на основании федерального закона (Федеральные законы от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"; от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и др.).

2. Предусмотренные ст. 349.1 ТК особенности регулирования труда работников государственных корпораций (государственных компаний) представляют собой совокупность определенных обязанностей, возлагаемых на работников этих организаций, а также установленных для них запретов, наличие которых обусловлено, с одной стороны, особым характером деятельности таких работников, связанной с обеспечением реализации государственной корпорацией (государственной компанией) интересов общества и государства, а с другой стороны, необходимостью предотвращения совершения данными лицами коррупционных правонарушений. Они детализируются в Постановлении Правительства РФ от 21 августа 2012 г. N 841 "О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации". Согласно ему предусмотренные комментируемой статьей обязанности возлагаются не на всех работников государственных корпораций (государственных компаний), а только на тех, кто замещает должность, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, либо другую должность, включенную в перечень, установленный локальным нормативным актом государственной корпорации (государственной компании).

При этом порядок представления такими работниками сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей предусмотрен Указом Президента РФ от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".

Постановление Правительства РФ от 21 августа 2012 г. N 841 "О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации" возлагает на работников государственных корпораций (государственный компаний), замещающих указанные должности, дополнительную обязанность, не предусмотренную ст. 349.1 ТК, а именно в случае, если такие работники владеют ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) и это приводит или может привести к конфликту интересов, то они обязаны передать принадлежащие им ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.

На эту же категорию работников государственных корпораций (государственный компаний) распространяются запреты, предусмотренные п. п. 1 - 4 и 7 - 11 ч. 4 ст. 349.1 ТК. Они действуют во всех случаях, за исключением запрета, предусмотренного п. 1, который не распространяется на случаи участия работников государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в органах управления и контроля коммерческих организаций, если такое участие обусловлено обстоятельствами, перечисленными в подп. "б" п. 2 названного Постановления.

Что же касается запретов, предусмотренных п. п. 5 и 6 ч. 4 ст. 349.1 ТК, то они распространяются на всех работников государственных корпораций (государственных компаний), независимо от замещаемых ими должностей.

3. Запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами распространяется только на тех работников государственных корпораций и государственных компаний, кто замещает должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, а также на их супругов и несовершеннолетних детей (подп. "ж" п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами").

В случаях неисполнения работниками государственных корпораций и государственных компаний возложенных на них ч. 1 комментируемой статьи ТК обязанностей или нарушения предусмотренного ч. 5 этой же статьи запрета, если соответствующие действия дают основание для утраты доверия к этим работникам со стороны работодателя, заключенный с ними трудовой договор может быть расторгнут по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК.

Другой комментарий к статье 349.1 Трудового Кодекса РФ

В соответствии со ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 16.11.2011) государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона (ст. 7.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). На работников государственных корпораций и компаний распространяются нормы трудового законодательства. Основанием возникновения трудовых правоотношений с ними является трудовой договор.

Комментируемая статья впервые в трудовом законодательстве определяет ряд новых правовых понятий: личная заинтересованность работника, конфликт интересов, а также перечень ограничений, запретов для работников. Именно с этим связан установленный данной статьей контроль за доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера как самих работников государственных корпораций или государственных компаний, так и их супругов, а также несовершеннолетних детей. Этим же объясняется обязанность работника государственной корпорации или государственной компании сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей и случаях, когда она может привести к конфликту интересов.

При этом сделан необходимый акцент на том, что конфликт интересов влияет или может повлиять на надлежащее исполнение трудовых обязанностей работником государственной корпорации (компании). Это, в свою очередь, может повлечь за собой многоаспектные последствия, в частности, причинение вреда имуществу и (или) деловой репутации корпорации (компании).

Учитывая, что в процессе своей деятельности государственные корпорации, компании получают от государства значительные денежные средства для реализации поставленных целей, большое значение придается антикоррупционным мерам при комплектовании персонала и осуществлении деятельности должностными лицами. В этой связи комментируемую статью прежде всего характеризует ее антикоррупционная направленность.

Президент России Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию 12 ноября 2009 г. дал не очень высокую оценку государственным корпорациям и государственным компаниям, указав, что их правовая форма является бесперспективной. В связи с этим в Послании он отметил: "Корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе, там, где нам это необходимо, или будут реализованы частным инвесторам" <1>.

--------------------------------
<1> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2009 // РГ. 2009. 13 нояб.

В соответствии с Концепцией развития законодательства о юридических лицах, подготовленной Советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ, госкорпорации и государственные компании в действительности не составляют единого вида юридических лиц, отличающегося какими-то общими чертами, а также являются не организационно-правовой формой юридического лица в смысле гл. 4 ГК, а специальным способом создания субъектов права, уникальных по своему правовому (частноправовому и публично-правовому) статусу. Поэтому в ближайшем будущем планируется упразднение организационно-правовой формы госкорпорации и преобразование существующих госкорпораций в юридические лица тех форм, которыми они, по сути, и являются: в органы публичной власти ("Росатом" и "Олимпстрой"), фонд (Фонд содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства), хозяйственные общества со 100-процентным государственным участием ("Роснанотех", "Ростехнологии", "Олимпстрой", Внешэкономбанк и Агентство по страхованию вкладов) на основании Плана-графика мероприятий по преобразованию и ликвидации государственных корпораций и Государственной компании "Автодор", утвержденного Председателем Правительства РФ 29.12.2010 N 6793п-П13. Соответствующие мероприятия должны быть проведены в период с IV квартала 2012 г. по 2015 г. Таким образом, правовой статус работников государственных корпораций, государственных компаний, который согласно поручению Президента РФ от 12.11.2009 N Пр-3014 должен был быть законодательно определен Правительством РФ и был частично закреплен в ТК путем установления ограничений и запретов ст. 349.1, введенной Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ, а также Федеральными законами от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (в ред. от 30.11.2011) <1>, от 23.11.2007 N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии" (в ред. от 27.06.2011), <2> от 30.10.2007 N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" (в ред. от 29.12.2010) <3>, в ближайшее время потребует существенного изменения.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6078; 2009. N 29. Ст. 3642; 2010. N 23. Ст. 2789; N 48. Ст. 6246; 2011. N 1. Ст. 49; N 29. Ст. 4281, ст. 4291; N 30 (ч. 1). Ст. 4591, ст. 4596; РГ. 2011. 7 дек.
<2> СЗ РФ. 2007. N 48 (ч. 2). Ст. 5814; 2009. N 19. Ст. 2278; 2011. N 1. Ст. 49; N 27. Ст. 3869.
<3> СЗ РФ. 2007. N 45. Ст. 5415; 2009. N 1. Ст. 19; N 26. Ст. 3123; N 29. Ст. 3592; N 52 (ч. 1). Ст. 6455; 2010. N 32. Ст. 4298; 2011. N 1. Ст. 49.

Комментарии и консультации юристов по ст 349.1 ТК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 349.1 ТК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.