Статья 349. Регулирование труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу

На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Комментарий к статье 349 ТК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает общие положения в части регулирования труда тех лиц, которые довольно тесно связаны с военной службой, но не имеют правового статуса военнослужащих. Этими обстоятельствами обусловливается некоторая двойственность их правового положения.

Тесная связь с военной службой влечет принципиальную возможность применения в правовом регулировании труда указанных лиц норм военного права, имеющих административный характер, а отсутствие у данных лиц правового статуса военнослужащих создает такую же возможность в отношении применения к ним в процессе труда норм трудового права.

Таким образом, правовое регулирование труда данной категории работников характеризуется сочетанием частноправовых и публично-правовых элементов. Соответствующие нормы могут содержаться не только в ТК, но и в иных федеральных законах и в подзаконных актах, принимаемых на уровне Российской Федерации.

Ограничение источников правового регулирования труда таких работников только федеральными нормативными правовыми актами обусловлено тем, что предпосылкой для установления соответствующих особенностей выступает тесная связь труда этих лиц с военной службой, а оборона и безопасность, одной из основных гарантий которых является военная служба, относятся исключительно к ведению Российской Федерации (п. "м" ст. 71 Конституции РФ).

2. Работники военных органов и организаций включены в такую категорию, как лица гражданского персонала Вооруженных Сил РФ (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне"). В этот персонал, кроме работников военных органов и организаций, входят также лица, проходящие государственную гражданскую службу, и лица, проходящие альтернативную гражданскую службу. Гражданский персонал Вооруженных Сил РФ вместе с военнослужащими образует личный состав Вооруженных Сил РФ.

Вооруженные Силы РФ представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны Российской Федерации, и включают центральные органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ (п. 1 ст. 10, ст. 11 Федерального закона "Об обороне").

Перечисленные субъекты выступают в качестве работодателей для работников военных органов и организаций. При этом правоотношения между органами и организациями Вооруженных Сил РФ и занятыми в них работниками возникают на основании трудового договора, что существенным образом отличает их от правоотношений, связывающих военные органы и организации с военнослужащими как основной массой личного состава Вооруженных Сил РФ и возникающих на основе публично-правового акта призыва на военную службу или контракта (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

3. Перечень должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержден Приказом Министра обороны РФ от 13 октября 2008 г. N 520.

В органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ разрешено комплектовать гражданским персоналом без ущерба для боевой и мобилизационной готовности войск ряд вакантных воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами, в пределах выделенных лимитов численности гражданского персонала и ассигнований на выплату заработной платы (Приказ Министра обороны РФ от 28 января 2004 г. N 20 "Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом"). Такие должности могут замещаться гражданским персоналом только при отсутствии в подчинении соответствующего лица военнослужащих. При этом гражданский персонал не должен допускаться к исполнению обязанностей по данным должностям в порядке совмещения.

Подобные ограничения указывают на определенную "чрезвычайность" замещения воинских должностей гражданским персоналом, что следует признать правильным. Воинские должности предполагают выполнение значительного числа таких публичных полномочий, которым достаточно трудно найти соответствующий эквивалент в сфере трудовых прав и обязанностей. Ввиду этого не подлежат замещению гражданским персоналом воинские должности, непосредственно связанные с планированием и управлением операциями и боевыми действиями; обеспечением боевой и мобилизационной готовности войск (сил); организацией взаимодействия с другими органами военного управления по вопросам планирования, организации и контроля боевой и мобилизационной подготовки, применения войск (сил), боевого и технического обеспечения в органах военного управления, боевых и специальных войсках, а также связанные с несением боевого дежурства, дежурства в качестве оперативного дежурного и дежурства с оружием. В то же время определенный гражданский эквивалент можно найти для выполнения полномочий по таким воинским должностям, как начальник ансамбля (аптеки, бассейна, кафедры, цеха), администратор, врач, инженер, профессор, старший научный сотрудник, юрисконсульт и др.

4. Существенной особенностью правового регулирования труда работников военных органов и организаций является правило о распространении ряда норм, регулирующих публичные отношения с участием военнослужащих, в том числе отношения по обеспечению воинской дисциплины, на лиц гражданского персонала, которым в соответствии с занимаемой ими должностью подчинены военнослужащие.

Данные правила предусматривают, что лица гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, замещающие воинские должности:

1) являются начальниками для подчиненных в соответствии с занимаемой штатной должностью (п. 34 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495);

2) пользуются дисциплинарной властью в соответствии с занимаемой штатной должностью в отношении подчиненных военнослужащих (п. 16 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495).

5. Ввиду тесной связи труда работников военных органов и организаций с военной службой, влекущей в том числе риск для жизни (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), этим работникам так же, как и военнослужащим, устанавливаются особые условия оплаты труда, дополнительные льготы и преимущества. Однако поскольку ограничения конституционных прав и свобод, устанавливаемые для упомянутых работников при осуществлении трудовой деятельности, являются по объему меньшими, чем те, которые утверждаются для военнослужащих, постольку и социальные гарантии и компенсации, предоставляемые им, как правило, по своему объему меньше, чем гарантии и компенсации для военнослужащих.

Так, например, Указом Президента РФ от 7 сентября 1992 г. N 1056 "О порядке увольнения работников при передислокации воинских частей и выплате им пособий и компенсаций" в целях усиления социальной защиты работников воинских частей, соединений, объединений, учреждений, предприятий, организаций и других органов военного управления (далее - воинские части) установлено следующее:

1) командирам воинских частей, передислоцируемых с территории государств - бывших союзных республик СССР и других государств на территорию РФ, а также при передислокации воинских частей на территории РФ в другую местность предоставлено право увольнять работников (в том числе беременных женщин и женщин, имеющих детей) в порядке, установленном для работников, высвобождаемых при ликвидации предприятия, учреждения, организации;

2) женщины, уволенные в связи с выводом или передислокацией воинских частей, имеющие право на обязательное трудоустройство в соответствии с действующим законодательством и проживающие на территории РФ, имеют право на трудоустройство по месту жительства органами государственной службы занятости населения;

3) работникам, указанным выше, за второй и третий месяцы периода трудоустройства выплачивается средняя заработная плата, предусмотренная действующим законодательством при высвобождении в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, одновременно с выплатой выходного пособия при их увольнении с работы.

Вопросы оплаты труда гражданского персонала военных органов и организаций устанавливаются специальными нормативными актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба (Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и др.).

При этом оплата труда указанных работников включает:

а) должностные оклады (тарифные ставки), устанавливаемые с учетом уровня образования, квалификационной категории, стажа работы, профессиональной подготовки, сложности и важности выполняемой работы, степени самостоятельности при выполнении поставленных задач и др.;

б) выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Например, Приказом Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 г. N 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" утверждены:

1) размеры должностных окладов гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, в том числе гражданского персонала, осуществляющего деятельность в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, физической культуры и спорта, а также размеры тарифных ставок рабочих указанных организаций по группам;

2) порядок установления должностных окладов (тарифных ставок), условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного (за выполнение тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, с их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами) и стимулирующего (за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы) характера указанной категории работников.

6. Работодателями применительно к работникам военных органов и организаций могут также быть федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, и подведомственные им организации.

В качестве таких федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций в настоящее время выступают: внутренние войска Министерства внутренних дел РФ; инженерно-технические, дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны; Служба внешней разведки РФ; органы федеральной службы безопасности; органы государственной охраны и федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации; воинские подразделения Федеральной противопожарной службы и создаваемые на военное время специальные формирования (п. 1 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

7. В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" альтернативная гражданская служба представляет собой особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Прохождение альтернативной гражданской службы согласно п. 1 ст. 4 названного Закона осуществляется как индивидуально, так и в составе групп или формирований:

в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ;

организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 февраля 2013 г. N 45н.

По общему правилу срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву, а для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, - в 1,5 раза. При этом началом альтернативной гражданской службы считается день убытия гражданина к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата, а окончанием этой службы - день прекращения работодателем срочного трудового договора при прекращении альтернативной гражданской службы (п. п. 1 - 4 ст. 5 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе").

Порядок прохождения и прекращения альтернативной гражданской службы определяется Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе", а также Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г. N 256.

Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, предоставляются социальные гарантии и компенсации, связанные с особым характером их трудовой деятельности (ст. 19 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе"; Правила компенсации за счет средств федерального бюджета расходов, связанных с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в том числе в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, и к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы, а также Правила компенсации за счет средств работодателя расходов, связанных с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2004 г. N 518).

Другой комментарий к статье 349 Трудового Кодекса РФ

Комментируемая статья определила круг лиц, работающих на основании трудового договора в Вооруженных Силах РФ и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, которые работают в воинских частях и иных учреждениях и организациях Вооруженных Сил. Перечисленные лица впервые названы субъектами трудовых правоотношений. Следовательно, на них распространяется трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. При этом указывается, что нормы трудового права применяются к этой категории работников с особенностями, установленными другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Эти особенности регулируются в основном нормативными правовыми актами Минобороны России и касаются главным образом установления специального перечня должностей, которые могут замещаться гражданскими лицами в Вооруженных Силах РФ, а также регулирования условий их труда.

При этом необходимо обратить внимание на то, что основанием возникновения трудовых правоотношений категорий работников, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, в соответствии с ТК является трудовой договор.

В отношении заключения трудового договора в письменной форме был издан Приказ Минобороны России от 11.12.1993 N 557, который применяется согласно ст. 423 ТК в той части, в которой не противоречит ТК.

Перечень должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденный Приказом Минобороны России от 13.10.2008 N 520, разработан в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами и определяет наименования должностей гражданского персонала Вооруженных Сил РФ. В Перечне содержится четыре раздела: "Общие положения", "Классификатор профессий рабочих", "Классификатор должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей", "Таблица признаков производных должностей". В классификаторах указаны базовые и приравненные к ним наименования должностей, а также предусмотрена возможность образования производных наименований (заместитель, помощник, дежурный, сменный, старший и др.) в соответствии с таблицей признаков производных должностей.

Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 15.02.2011 N 135н <1>. Так, в соответствии с Перечнем организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, утвержденным данным Приказом, возможно прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти (например, Минсельхоза России, Минтранса России, Федеральной службы исполнения наказаний, Федерального агентства связи, Федерального агентства специального строительства, Федерального космического агентства) или в организациях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ.

--------------------------------
<1> РГ. 2011. 5 апр.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.12.2003 N 750 "Об организации альтернативной гражданской службы" (в ред. от 30.12.2009) <1> федеральные органы исполнительной власти, заинтересованные в направлении граждан для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственных им организациях, ведут учет таких организаций, направляют в Федеральную службу по труду и занятости информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственных им организациях, и др.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 51. Ст. 4984; 2005. N 32. Ст. 3302; 2010. N 2. Ст. 200.

Особенности оплаты труда гражданских лиц, заключивших трудовой договор о работе в учреждениях, предприятиях и организациях Минобороны России, обусловлены спецификой их работы в тяжелых условиях, связанных с непосредственной опасностью для жизни и здоровья.

Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 с 1 декабря 2008 г. введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. При этом заработная плата работников и гражданского персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (гражданского персонала) и выполнения ими работ той же квалификации.

Так, Приказом Министра обороны России от 22.06.2007 N 222 "О мерах по реализации в Министерстве обороны Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 176" (в ред. от 05.08.2009) <1> предусмотрена выплата работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Минобороны России, месячных должностных окладов; ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет и ежемесячного денежного поощрения; ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу лицам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны; премий по результатам работы; материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда, а также единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух должностных окладов.

--------------------------------
<1> РГ. 2007. 22 авг.; 2009. 6 нояб.

Эти выплаты производятся в соответствии с условиями, которые определены утвержденной указанным Приказом Министра обороны России Инструкцией.

Приказом Министра обороны России от 25.01.1996 N 35 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" была введена выплата лицам гражданского персонала процентной надбавки за выслугу лет. Указанный Приказ утратил силу и в настоящее время действует Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2007 N 808 (в ред. от 21.07.2011), утвердивший Положение об исчислении стажа работы работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, для выплаты им ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет <1>.

--------------------------------
<1> РГ. 2008. 9 февр.; 2010. 9 июня; 2011. 14 окт.

В соответствии с Приказом Министра обороны России от 29.01.2007 N 33 "О повышении размеров некоторых видов денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и выплат лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" (в ред. от 02.11.2009) <1> лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, в зависимости от степени секретности и объема сведений, к которым они имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях, а также от продолжительности срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений, с 1 января 2007 г. выплачивается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке).

--------------------------------
<1> БНА. 2007. N 1; 2009. N 17; РГ. 2009. 25 дек.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 N 1027 "Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства" (в ред. от 02.10.2009) <1> принят ряд специальных актов относительно оплаты труда различных категорий лиц гражданского персонала.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 179; N 15. Ст. 1501; N 43. Ст. 4103; 2003. N 8. Ст. 759; 2004. N 8. Ст. 663; N 43. Ст. 4226; N 47. Ст. 4666; 2006. N 10. Ст. 1104; 2009. N 41. Ст. 4760.

Так, Приказом Минобороны России от 02.03.2001 N 90 "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации" (в ред. от 02.11.2009) <1> утверждены согласованные с Минтрудом России размеры должностных окладов указанным лицам гражданского персонала, а также положения: об исчислении стажа работы этих лиц для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет, о порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы; о премировании по результатам работы. Гражданским лицам, работающим в указанных органах, полагаются выплаты в порядке оказания материальной помощи, выплачиваются ежемесячно процентные надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, за стаж работы, связанной с защитой государственной тайны, премии по результатам работы, ежемесячное денежное поощрение и иные выплаты в соответствии с федеральными законами, а также оказывается материальная помощь.

--------------------------------
<1> БНА. 2001. N 15; 2003. N 15; N 51; 2006. N 17; 2007. N 15; РГ. 2007. 28 апр.; 2008. 2 февр.; БНА. 2008. N 24; 2009. N 4; РГ. 2009. 25 дек.

Основными критериями для установления надбавок в соответствии с Приказом Минобороны России от 02.03.2001 N 90 являются: исполнение должностных обязанностей работниками в условиях, отклоняющихся от нормальных; выполнение непредвиденных, особо важных и ответственных работ, компетентность и ответственность работников, наличие у работников государственных наград, ученых степеней и ученых званий, других знаков отличия.

По решению руководителя отдельного органа ранее установленный размер надбавки может быть снижен или прекращена ее выплата до истечения определенного приказом срока при невыполнении критериев ее выплаты, нарушении работником трудовой дисциплины, а также при отсутствии средств на эти цели.

Премирование работников осуществляется в целях усиления их материальной заинтересованности в повышении качества выполняемых задач и производится по результатам работы за месяц (квартал). Основными показателями премирования являются результаты работы отдельного органа Минобороны и его структурных подразделений, успешное и добросовестное выполнение гражданским персоналом своих должностных обязанностей, разумная инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда.

Приказом Минобороны России от 16.04.2003 N 120 "О размерах ежемесячных доплат за ученые степени гражданскому персоналу бюджетных учреждений (организаций) науки Министерства обороны Российской Федерации и военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации и продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков научных работников бюджетных учреждений (организаций) науки Министерства обороны Российской Федерации, имеющих ученую степень" (в ред. от 16.02.2009) <1> предусмотрено предоставление научным работникам бюджетных учреждений (организаций) науки Минобороны России, имеющим ученую степень, ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью: докторам наук 48 рабочих дней, кандидатам наук 36 рабочих дней. Гражданскому персоналу, занимающему должности в военных образовательных учреждениях и бюджетных учреждениях (организациях) науки, установлены ежемесячные доплаты за ученую степень в размере 7000 руб. докторам наук и 3000 руб. кандидатам наук.

--------------------------------
<1> БНА. 2003. N 21; 2007. N 15; 2009. N 17.

Постановлением Правительства РФ от 01.10.1998 N 1141 "Об установлении надбавки за работу в опасных для здоровья условиях труда некоторым категориям военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" (в ред. от 01.02.2005) <1> с 1 января 1998 г. военнослужащим, проходящим военную службу в Вооруженных Силах РФ по контракту, и гражданскому персоналу военно-медицинских и научно-исследовательских учреждений (подразделений) Вооруженных Сил РФ, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также соответствующим категориям военнослужащих и гражданского персонала, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, установлена надбавка за работу в опасных для здоровья условиях труда в размере 20% оклада по воинской должности (оклада, тарифной ставки). Указанная надбавка выплачивается сверх установленных выплат денежного довольствия (оплаты труда).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 40. Ст. 4969; 2005. N 7. Ст. 560.

При этом, в соответствии с Приказом Министра обороны России от 28.10.2008 N 540 <1>, размеры должностных окладов гражданского персонала отдельных органов Минобороны России повышены с 1 октября 2008 г. в 1,09 раза.

--------------------------------
<1> БНА. 2009. N 4.

Имеются и другие специальные нормы, касающиеся гарантий и компенсаций гражданскому персоналу, работающему по трудовому договору в воинских формированиях и органах, выполняющих задачи на территории Северо-Кавказского региона (см. Постановление Правительства РФ от 31.05.2000 N 424 (в ред. от 08.08.2003) <1>).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 23. Ст. 2434; 2002. N 40. Ст. 3933; 2003. N 33. Ст. 3269.

Следует отметить, что для гражданского персонала воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики, на период их работы в указанных частях и органах предусмотрены гарантии и компенсации, установленные Постановлением Правительства РФ от 15.01.2000 N 38 "О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе" (в ред. от 14.01.2002) <1>. Так, если по общему правилу размеры тарифных ставок (окладов) ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы для работников гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Минобороны России увеличиваются на 50%, то работающим по трудовому договору в воинских формированиях на территории Чеченской Республики выплата должностных окладов (тарифных ставок) производится в полуторакратном размере по отношению к указанному выше. Кроме того, им производится выплата суточных при командировании в указанный регион по установленной норме с применением коэффициента 1,1, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью два календарных дня за каждый полный месяц, но не более 14 календарных дней.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 4. Ст. 394; 2002. N 4. Ст. 321.

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" (в ред. от 08.12.2011) <1> должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности установлены с увеличением на 25% за работу в указанных органах.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269; 2000. N 1 (ч. 1). Ст. 9; N 46. Ст. 4537; 2002. N 19. Ст. 1794; N 30. Ст. 3033; 2003. N 2. Ст. 156; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 10. Ст. 763; 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1779; N 31 (ч. 1). Ст. 3452; 2007. N 28. Ст. 3348; N 31. Ст. 4008; N 50. Ст. 6241; 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 235; 2010. N 31. Ст. 4207; N 42. Ст. 5297; 2011. N 1. Ст. 32; N 29. Ст. 4282; N 30 (ч. 1). Ст. 4589.

На лиц гражданского персонала, работающих по трудовому договору в организациях Минобороны России, также распространяются и общие требования по соблюдению законодательства об охране труда, и с учетом специфики их трудовой деятельности установлены и специальные нормы-дополнения по обеспечению охраны их труда.

На работников, проходящих альтернативную гражданскую службу, заменяющую военную службу, также распространяются общие нормы трудового законодательства, но при этом следует учитывать как рассмотренные выше особенности, касающиеся гражданского персонала в Вооруженных Силах РФ, так и иные особенности условий труда, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. Следует в первую очередь в отношении указанной категории работников руководствоваться Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", который вступил в силу с 1 января 2004 г. Пункт 3 ст. 1 этого Федерального закона прямо указывает, что трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется ТК с учетом особенностей, предусмотренных этим Законом. Прежде всего, в соответствии с этим Законом на альтернативную гражданскую службу направляются только лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет в установленном для них порядке. Помимо указанных половозрастных ограничений, Закон учитывает и специфические условия жизни коренных малочисленных народов. В соответствии с п. 3 ст. 4 указанного Федерального закона они направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов. Закон предусматривает, что при определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах (п. 5 ст. 4).

Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, составляет 18 месяцев, с ними заключается срочный трудовой договор. В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации и в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация.

Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения срочного трудового договора работодателя с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.

Необходимо подчеркнуть следующие особенности этого срочного трудового договора, связанные с тем, что в срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:

прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;

время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Временные периоды, когда гражданин в указанных случаях не выполнял работу, соответственно исключаются из срока трудового договора.

В соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" порядок увольнения гражданина с альтернативной гражданской службы определяется Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256 (в ред. от 17.02.2007) <1>. Так, в соответствии с п. 56 этого Положения гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы:

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2309; 2007. N 9. Ст. 1087.

а) по истечении срока альтернативной гражданской службы;

б) в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;

в) в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ, а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

г) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.

Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается должностным лицом на основании представления к увольнению и оформляется приказом. В представлении к увольнению указываются основания, по которым гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы. К представлению к увольнению прилагаются: а) служебная характеристика; б) копия учетной карты; в) копия трудовой книжки; г) документы, подтверждающие наличие периодов, которые не засчитываются в срок альтернативной гражданской службы, - для гражданина, подлежащего увольнению по истечении срока службы; д) документы, подтверждающие периоды альтернативной гражданской службы гражданина, подлежащие зачету в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности с учетом его работы на должностях и в местностях, дающих право на льготы и компенсации в порядке, установленном законодательством РФ (при наличии таких периодов), а также заявление гражданина о досрочном увольнении с альтернативной гражданской службы и заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих наличие оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы, - для гражданина, имеющего право на досрочное увольнение по такому основанию в соответствии с Федеральным законом и др.

Представление к увольнению по истечении срока альтернативной гражданской службы направляется работодателем должностному лицу не позднее чем за два месяца до истечения этого срока.

Гражданин, уволенный с альтернативной гражданской службы, обязан в двухнедельный со дня увольнения срок явиться в военный комиссариат для постановки на воинский учет. При постановке на воинский учет удостоверение и учетная карта сдаются в военный комиссариат.

Комментарии и консультации юристов по ст 349 ТК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 349 ТК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.