Статья 332. Особенности заключения и прекращения трудового договора с работниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ

Трудовые договоры на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

Заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Часть утратила силу с 1 января 2015 года - Федеральный закон от 22 декабря 2014 года N 443-ФЗ.
В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые образовательные организации высшего образования до начала работы ученого совета - на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу.

Не проводится конкурс на замещение должностей декана факультета и заведующего кафедрой.

Положение о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Часть утратила силу с 1 января 2015 года - Федеральный закон от 22 декабря 2014 года N 443-ФЗ.
При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

При переводе на должность педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

В целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу (за исключением работников, трудовой договор с которыми заключен на определенный срок), один раз в пять лет проводится аттестация. Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок проведения выборов на указанные должности устанавливается уставами образовательных организаций высшего образования.

В государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования должности ректора, проректоров, руководителей филиалов замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

По представлению ученого совета государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста семидесяти лет, если иное не предусмотрено федеральным законом.

С проректорами образовательной организации высшего образования заключается срочный трудовой договор. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого с проректором, не может превышать срок окончания полномочий ректора.

По представлению ученого совета государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет.

Комментарий к статье 332 ТК РФ

1. Особенности заключения и прекращения трудового договора предусмотрены не для всех категорий работников организаций высшего образования, как это могло бы следовать из наименования статьи, а только для научно-педагогических. В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в вузах предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций.

Главной особенностью заключения трудового договора с научно-педагогическими работниками вузов является конкурсное избрание. Должности профессорско-преподавательского состава определены в Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678. К ним относятся должности декана (начальника) факультета, директора (начальника) института, заведующего кафедрой, начальника и заместителя начальника кафедры, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.

По конкурсу замещаются следующие должности научных работников научного подразделения или кафедры вуза: руководителя научно-исследовательского, научного сектора, отдела, лаборатории, другого научного подразделения, главного научного сотрудника, ведущего научного сотрудника, старшего научного сотрудника, научного сотрудника, младшего научного сотрудника.

2. С каждым работником профессорско-преподавательского состава заключается либо трудовой договор на неопределенный срок, либо срочный трудовой договор. Конкретные сроки срочного трудового договора устанавливаются по соглашению сторон с учетом коллективного договора и мнения ученого совета (совета) вуза (факультета, филиала). По представлению кафедры допускается продление сроков договора до пяти лет без проведения процедуры конкурсного отбора, если действующий срочный договор был заключен на срок менее пяти лет.

Научно-педагогический работник, работающий как по срочному, так и по бессрочному трудовому договору, должен проходить конкурс на замещение должности не реже одного раза в пять лет. Если договор заключен на неопределенный срок, то проведение конкурса создает для работодателя возможность расторжения трудового договора, заключенного на неопределенный срок, в случае неизбрания работника по конкурсу. Результатом избрания по конкурсу является, как правило, не заключение нового трудового договора с данным работником, а продление срока действующего трудового договора по соглашению сторон либо на определенный срок до пяти лет, либо на неопределенный срок.

3. Порядок проведения конкурсного отбора предусмотрен Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утв. Приказом Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 г. N 4114.

Конкурсный отбор объявляется ректором (проректором) вуза в периодической печати или в других средствах массовой информации не менее чем за два месяца до его проведения. Срок подачи заявлений для участия в конкурсном отборе - один месяц со дня опубликования объявления о конкурсе. Отказ в приеме заявления должностным лицом вуза, ответственным за организацию и проведение конкурсного отбора, может иметь место в случае несоответствия претендента квалификационным требованиям по соответствующей должности, установленным действующими нормативными правовыми актами, либо в случае нарушения сроков подачи заявления. Обсуждение и конкурсный отбор претендентов на преподавательские должности проводятся на ученом совете вуза (факультета, филиала вуза). Решение по конкурсному отбору принимается по результатам тайного голосования.

Успешно прошедшим конкурсный отбор считается претендент, получивший путем тайного голосования наибольшее число голосов членов ученого совета, но не менее половины плюс один голос от числа принявших участие в голосовании при кворуме 2/3 списочного состава ученого совета.

До рассмотрения претендентов на преподавательские должности на заседании ученого совета кафедра выносит рекомендации по каждой кандидатуре и доводит их до сведения ученого совета вуза (факультета, филиала) на его заседании (до проведения тайного голосования). Кафедра вправе предложить претендентам прочесть пробные лекции или провести другие учебные занятия и по их итогам принять рекомендации. До рассмотрения претендентов на должности научных работников на заседании ученого совета (совета) кафедра, научное структурное подразделение выносят рекомендации по каждой кандидатуре и доводят их до сведения ученого совета на его заседании (до проведения тайного голосования). Кафедра, научные структурные подразделения вправе предложить претендентам выступить с сообщением по предлагаемой тематике своих научных исследований и по итогам рассмотрения принять рекомендации.

По результатам конкурсного отбора и заключения с преподавателем договора издается приказ ректора (проректора) вуза о приеме его на преподавательскую должность по соответствующей кафедре. Если не подано ни одного заявления или ни один из претендентов не получил более 50% голосов членов ученого совета, конкурсный отбор признается несостоявшимся.

4. Без избрания по конкурсу возможно заключение трудового договора в случае принятия на работу штатного совместителя; во вновь открываемых вузах до начала работы ученого совета на срок не более одного года; при замещении временно свободных преподавательских должностей (в связи с отпусками по уходу за ребенком, нахождением в творческом отпуске, переводом на научную должность для подготовки диссертации, длительной болезнью и др.) до выхода этого работника на работу. В соответствии с требованиями Положения в вышеперечисленных случаях может проводиться конкурс документов, определяющих квалификационные требования к занятию соответствующей преподавательской должности.

Не исключается и предусмотренная указанным выше Положением возможность заключения трудового договора без проведения конкурса при переходе на преподавательскую работу на срок до пяти лет освобожденного от занимаемой должности проректора, имеющего стаж работы в данной должности не менее пяти лет.

Заключение трудового договора без проведения конкурсного отбора по усмотрению ректора при согласии преподавателя сроком до одного года, ранее допускавшееся Положением, ТК не предусмотрено.

Истечение срока трудового договора с работником является основанием для прекращения трудовых отношений в случаях непредставления работником заявления для участия в конкурсном отборе для последующего заключения трудового договора на очередной срок либо если работник не прошел конкурсный отбор на ученом совете вуза (ученом совете, совете факультета, филиала).

5. Не проводится конкурс на замещение должностей, занимаемых беременными женщинами, а также работающими по бессрочному трудовому договору женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет. Данные исключения из общего порядка конкурсного замещения должностей являются раскрытием установленных законодательством дополнительных гарантий беременным женщинам и женщинам, имеющим детей. Поскольку результатом проведения конкурса может явиться неизбрание и, как следствие, увольнение работника, то во избежание конфликта норм о гарантиях и реальном проведении конкурсного отбора законодатель предусмотрел исключение данной категории научно-педагогических работников из общего порядка прохождения конкурса.

6. Прямой запрет установлен и на проведение конкурсного отбора на должности декана факультета и заведующего кафедрой. Для этих должностей предусмотрена процедура выборов. Выборы отличаются от конкурсного отбора тем, что кандидат на соответствующую должность должен занимать должность научно-педагогического состава в том подразделении вуза, руководителем которого он избирается. Так, заведующий кафедрой избирается из числа научно-педагогических работников кафедры.

7. Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются самостоятельными должностями научно-педагогического состава. Для их занятия заключается самостоятельный трудовой договор по итогам выборов. И декан факультета, и заведующий кафедрой должны нести педагогическую нагрузку именно в силу занятия этой должности.

8. Порядок проведения выборов декана факультета и заведующего кафедрой определяется уставом высшего учебного заведения. Как правило, выборы проводятся ученым советом. По итогам выборов заключается трудовой договор сроком до пяти лет. Трудовой договор по ранее занимаемой должности прекращается в связи с избранием на должность декана или заведующего кафедрой.

9. Комментируемая статья не устанавливает порядок замещения должности ректора, отсылая к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации". Его ст. 51 предусматривает, что руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством РФ и уставом образовательной организации либо избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации; либо назначается учредителем образовательной организации, или Президентом РФ в случаях, установленных федеральными законами (ректоры Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов), или Правительством РФ (ректоры федеральных университетов).

10. Кандидаты на должность ректора должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам. Занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством, запрещается.

11. Применительно к должностям административно-управленческого персонала вузов: ректоров, проректоров и руководителей филиалов (институтов) федеральных государственных вузов установлен возрастной ценз - эти должности могут замещать лица в возрасте до 65 лет.

12. Достижение 65-летнего возраста для ректора, проректора, руководителя филиала (института) автоматически не влечет прекращения трудового договора. Закон предусматривает два пути, по которому могут развиваться события. Первый путь заключается в том, что с согласия лиц, занимающих указанные должности, их трудовой договор может быть изменен, в результате чего они будут переведены на преподавательскую или научную должность в этом же вузе, соответствующую их квалификации (профессора, доцента или научного работника). Для перевода необходимо согласие работника, если же такое согласие не получено, то в соответствии с п. 3 ст. 336 ТК трудовой договор подлежит прекращению. Второй путь предполагает продление срока пребывания в должности указанных лиц сверх 65-летнего возраста. Указанное продление может быть осуществлено на основании представления высшего органа управления вузом - ученого совета вуза.

13. Решение о продлении срока пребывания в должности ректора отнесено к компетенции учредителя вуза. Поскольку указанное ограничение относится только к федеральным государственным вузам, то в качестве учредителя выступает федеральный орган исполнительной власти в сфере образования - Министерство образования и науки РФ либо иные уполномоченные на это федеральные органы исполнительной власти, например, учредителем вузов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, является Правительство РФ.

14. Решению учредителя должно предшествовать рассмотрение указанного вопроса ученым советом вуза и вынесение решения о представлении ученого совета учредителю с просьбой о продлении. Порядок рассмотрения этого вопроса, форма голосования специально ни законом, ни актами Правительства РФ не регулируются, поэтому, если иное не предусмотрено уставом вуза, решение о представлении учредителю о продлении срока пребывания в должности ректора принимается в обычном порядке - на ученом совете вуза. Учредитель вуза не вправе принимать решение о продлении пребывания в должности ректора самостоятельно без решения ученого совета вуза.

15. Типовое положение о вузе относит вопрос о выборах ректора вуза к компетенции конференции научных, педагогических и иных работников и обучающихся. Применительно к вопросу о продлении срока полномочий ректора закон предусматривает представление ученого совета. Статус конференции, разумеется, выше ученого совета, однако вопрос о продлении срока полномочий ректора может быть вынесен на рассмотрение конференции только в том случае, когда уставом вуза этот вопрос прямо отнесен к компетенции конференции.

16. Продление срока пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) отнесено к компетенции ректора вуза, который также вправе принять решение только на основании представления ученого совета вуза.

17. Продление срока пребывания в должности допускается законом до достижения возраста 70 лет. Указанная норма не означает право учредителя или ректора во всех случаях принять решение о продлении пребывания в должности до 70 лет. Комментируемая статья фиксирует предельный срок, до которого пребывание в должности допускается законом. Однако при принятии решения следует учитывать и порядок назначения на соответствующие должности. Должность ректора является выборной, и срок избрания определен в пять лет. Следовательно, если достижение 65-летнего возраста происходит в период пребывания в должности, например, спустя три года после избрания на соответствующую должность, то продление допускается до окончания срока избрания на соответствующую должность (в нашем примере - до достижения 69 лет). Поскольку указанное обстоятельство является препятствием для продолжения действия срочного трудового договора, то и решение о продлении может приниматься строго в рамках трудового договора и в пределах срока его действия.

18. Лицо, достигшее 65-летнего возраста, не вправе принимать участие в выборах и претендовать на занятие соответствующей должности. Таким образом, допустимость продления пребывания в должности до достижения 70 лет означает, что продление может осуществляться однократно, ибо повторное рассмотрение приведет к превышению 70-летнего возраста.

19. Для должности проректора предусмотрено заключение срочного трудового договора, срок окончания которого совпадает с окончанием срока полномочий ректора. Таким образом, косвенно сроки избрания ректора влияют на продолжительность срока пребывания в должности проректора. Если проректор назначен на должность в возрасте 63 лет сразу после избрания ректора вуза, то через два года должно быть принято решение о продлении срока его пребывания в должности, а еще через три года, т.е. при достижении проректором возраста 68 лет, его трудовой договор прекратится в связи с истечением сроков полномочий ректора вуза.

Нормативно не установлены число и виды должностей проректоров вузов, не предусмотрены и квалификационные требования для занятия указанной должности, если это прямо не предусмотрено уставом вуза. Традиционно в вузах существуют должности проректора по учебной работе, проректора по научной работе, проректора по административно-хозяйственной деятельности, иные должности проректоров вводятся вузом самостоятельно.

20. Для должности руководителя филиала (института) закон не предусматривает специальную процедуру назначения на должность, поэтому назначение на должность и возможность продления срока пребывания в должности руководителя филиала (института) до 70 лет не имеет специальных условий, в связи с чем допустимо продление срока пребывания в должности именно до достижения 70-летнего возраста.

21. Комментируемая статья предусматривает возможность в период действия трудового договора проведения аттестации научно-педагогического работника в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности (ч. 2 ст. 81 ТК). Положение о Порядке проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276. Действующим положением аттестация научно-педагогических работников вуза не предусмотрена, однако данная норма предполагает возможность установления квалификационных характеристик должностей научно-педагогических работников высшего учебного заведения в будущем.

Другой комментарий к статье 332 Трудового Кодекса РФ

Статья 18 ТК предусматривает возникновение трудовых отношений в результате акта избрания по конкурсу, на основании которого заключается трудовой договор, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) определен перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу и порядок конкурсного избрания на эти должности. Статья 332 ТК является наиболее наглядным примером этого основания возникновения трудовых отношений, поскольку она устанавливает, что трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении заключаются с лицами, предварительно избранными по конкурсу на соответствующие должности. В ней указано, что Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава проводится в соответствии с Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утвержденным Приказом Минобразования России от 26.11.2002 N 4114 <1>. Указанное Положение обязательно для всех вузов РФ независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм.

--------------------------------
<1> БНА. 2003. N 4.

Рассматриваемая статья закрепляет порядок замещения должностей профессорско-преподавательского состава в вузах, который включает процедуру проведения конкурса на соответствующую должность, акт избрания по конкурсу ученым советом и заключение трудового договора с лицом, избранным по конкурсу на соответствующую должность. При этом следует отметить, что при объявлении конкурса высшим профессиональным учебным заведением на замещение должностей профессорско-преподавательского состава с лицами, подавшими заявление с документами для участия в конкурсе, возникает конкурсное правоотношение. Это правоотношение носит вспомогательный характер и заканчивается актом избрания по конкурсу либо неизбранием претендента на должность. В случае избрания по конкурсу и утверждения результатов голосования в установленном порядке ректор вуза может заключить трудовой договор с избранным лицом.

В Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 N 71, в соответствии с рассматриваемой статьей предусмотрено, что трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора (п. 86). Избрание по конкурсу должно также предшествовать переводу на соответствующую должность научно-педагогического работника.

Указанное Типовое положение в целях сохранения непрерывности учебного процесса предусматривает возможность заключения трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в вузе без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые вузы до начала работы ученого совета высшего учебного заведения - на срок, не превышающий одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу (п. 86).

К должностям научно-педагогических работников в вузах, на которые проводится избрание по конкурсу, относятся должности профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя и ассистента.

Конкурс является наиболее оптимальным способом выявления у его участников максимальных (наиболее высоких) трудовых и творческих достижений, умений и навыков в рамках требуемой специальности и квалификации путем сравнения их деловых качеств и принятия тайным голосованием решения ученого совета вуза (факультета) об избрании лучшего из них.

В этих целях в соответствии с указанным Положением конкурс объявляется в периодической печати или в других средствах массовой информации не менее чем за два месяца до его проведения. Объявление адресуется неограниченному кругу лиц и является, по существу, приглашением для участия в своеобразном состязании на замещение соответствующих должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников (профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей, ассистентов, руководителей научно-исследовательского, научного сектора, отдела, лаборатории, другого научного подразделения, главного научного сотрудника, ведущего научного сотрудника, старшего научного сотрудника, научного сотрудника, младшего научного сотрудника и т.п.). Срок подачи заявления для участия в конкурсе - один месяц со дня опубликования объявления о конкурсе. В приеме заявления может быть отказано должностным лицом вуза, ответственным за организацию проведения конкурса, если претендент не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения соответствующей должности, либо если им пропущен срок для подачи заявления. Что касается соответствия квалификационным требованиям, то оно определяется на основании нормативных актов и представленных документов. Обладания общей трудовой правосубъектностью недостаточно для вступления в трудовое правоотношение с вузом в качестве научно-педагогического работника, к которому предъявляются специальные высокие требования в части высшего профессионального образования, наличия ученой степени и другие требования, вытекающие из особой социальной роли вузов, повышенной ответственности преподавателей и др. Следовательно, претендент должен обладать специальной трудовой правосубъектностью, которая, в отличие от общей, обусловливается различными факторами (условиями и характером труда) и высоким уровнем подготовки для реализации трудовой функции по замещаемой должности.

Обсуждение кандидатур на замещение должностей научно-педагогических работников проводится на соответствующих кафедрах или в научных подразделениях, а их рекомендации по каждой кандидатуре передаются в ученый совет вуза (факультета, филиала). На ученом совете проводится обсуждение претендентов, после чего тайным голосованием принимается решение о замещении соответствующих должностей. Успешно прошедшим конкурс считается претендент, получивший наибольшее число голосов членов ученого совета, но не менее половины плюс 1 голос от числа принявших участие в голосовании при кворуме не менее 2/3 списочного состава ученого совета. При получении претендентами равного количества голосов проводится повторное голосование.

По результатам конкурса ректор издает приказ об утверждении решения ученого совета и на основании акта избрания заключает с избранным лицом трудовой договор как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора (например, на пять лет).

В соответствии с трудовым договором издается приказ о приеме избранного научно-педагогического работника на занятую им по конкурсу должность.

Трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах, которые подписываются ректором (проректором) и работником. В нормативных правовых актах обязательства сторон сформулированы в самом общем виде, поэтому необходимо их конкретизировать в индивидуальных трудовых договорах.

Так, например, рекомендуется определять срок договора так, чтобы он совпадал с окончанием учебного года. По окончании каждого учебного года ректор объявляет фамилии и должности преподавателей, у которых истекает срок договора в следующем учебном году. Данное сообщение вывешивается на доске объявлений вуза (факультета, филиала). По указанным должностям ректор объявляет конкурс не позднее чем за два месяца до окончания срока трудового договора.

Истечение срока трудового договора с преподавателем является основанием прекращения трудовых отношений в случаях, если не было подано заявление об участии в конкурсе для избрания на занимаемую должность на новый срок или если преподаватель, принявший участие в конкурсе, не был избран ученым советом вуза на новый срок (см. п. 4 ст. 336 ТК). В случае если научно-педагогический работник, занимающий соответствующую должность по срочному трудовому договору или трудовому договору, заключенному на неопределенный срок (в этом случае, как указывалось выше, конкурс проводится на занимаемую должность один раз в пять лет), подал заявление на замещение соответствующей должности, но не был избран ученым советом, трудовой договор прекращается в связи с его неизбранием на должность.

Перевод преподавателя на другую постоянную работу, должность (например, на другую кафедру) может осуществляться с учетом ст. 72.1 ТК, которая предусматривает, что перевод на другую работу - это изменение трудовой функции работника или структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре). Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника.

Следует учесть, что при переводе научно-педагогического работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

Конкурс не проводится на замещение соответствующей должности при приеме научно-педагогического работника на работу по совместительству, а также в случае, когда прием на работу осуществляется в новый вуз до начала работы ученого совета (в последнем случае на срок не более одного года). Не требуется проведения конкурса для замещения должности временно отсутствующего работника до выхода этого работника на работу. Вуз не вправе проводить конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами, а также женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет и занимающими эти должности по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок.

Комментируемая статья предусматривает возможность до истечения срока избрания по конкурсу или в течение срока трудового договора проводить проверку соответствия работника занимаемой им должности путем проведения аттестации.

Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утверждено Приказом Минобрнауки России от 06.08.2009 N 284 <1>.

--------------------------------
<1> БНА. 2009. N 40.

В соответствии с указанным Положением аттестация может проводиться по решению ректора вуза в целях оценки профессиональной деятельности работника, его соответствия занимаемой им должности научно-педагогического работника. В связи с тем что такая аттестация может проводиться при необходимости оценки профессиональной деятельности работника по определенным основаниям, она носит индивидуальный характер и не имеет какую-либо заранее заданную периодичность.

Для проведения аттестации научно-педагогических работников формируется аттестационная комиссия. В ее состав в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации.

Аттестация работников проводится по представлению кафедры (другого структурного подразделения), которое должно содержать мотивированную оценку профессиональных, деловых и личностных качеств аттестуемого, а также результатов его профессиональной деятельности. Работник, в отношении которого проводится аттестация, в течение двух недель до дня проведения аттестации имеет право представить в аттестационную комиссию сведения, характеризующие его трудовую деятельность, а также заявление с соответствующим обоснованием о своем несогласии с представлением кафедры (другого структурного подразделения).

По результатам аттестации работника аттестационной комиссией принимается решение о его соответствии либо несоответствии занимаемой должности. В случае несоответствия работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК.

Увольнение работника по указанному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу. Согласно ч. 2 ст. 82 ТК работодатель обязан учесть мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации по поводу предстоящего увольнения работников, являющихся членами профсоюза, по указанному основанию в порядке, установленном ст. 373 ТК.

Высшее учебное заведение не вправе расторгать трудовой договор с научно-педагогическим работником по названному основанию, если в отношении него аттестация не проводилась и если аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии работника занимаемой должности.

Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 31 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2, в силу п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 81 ТК увольнение по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК, допустимо лишь при условии, что несоответствие работника занимаемой должности вследствие его недостаточной квалификации подтверждено результатами аттестации, проведенной в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. Поэтому нарушение порядка проведения аттестации является основанием для признания увольнения работника незаконным.

Утвержденный на федеральном уровне порядок проведения аттестации не исключает регулирование отдельных его вопросов и на локальном уровне, т.е. на уровне вуза, что является предпосылкой принятия в каждом вузе своего положения о порядке проведения аттестации научно-педагогических работников. В отличие от проведения конкурсов на должности научно-педагогических работников ч. 11 ст. 332 ТК предусматривает, что должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Декан, возглавляющий факультет высшего учебного заведения, избирается в порядке, который определяется уставом вуза. При проведении выборов возможно выдвижение кандидатов на соответствующие должности как научно-педагогическими коллективами, так и путем самовыдвижения. Выборы так же, как и при проведении конкурса, проводятся путем тайного голосования из числа наиболее квалифицированных и авторитетных работников, имеющих ученые степени и ученые звания. Решение ученого совета об избрании (акт избрания) декана утверждается приказом ректора вуза. По результатам выборов на должность декана с избранным лицом заключается трудовой договор, его зачисление на соответствующую должность проводится приказом ректора.

Заведующий кафедрой возглавляет важное структурное подразделение вуза, обеспечивающее организацию преподавания одной или нескольких дисциплин силами профессорско-преподавательского состава кафедры, поэтому при проведении выборов заведующего кафедрой очень велика роль кафедрального коллектива. От кафедры требуется либо рекомендация на должность заведующего кафедрой нового кандидата, либо оценка деятельности прежнего заведующего кафедрой. Порядок выборов заведующего кафедрой аналогичен порядку выборов декана факультета и определяется уставом высшего учебного заведения. В связи с этим выборы заведующего кафедрой также проводятся ученым советом вуза на основе тайного голосования, а по их результатам заключаются трудовые договоры с избранными лицами. Их утверждение в должности заведующего кафедрой, как правило, производится приказом ректора. Статья 332 ТК не содержит ограничения для заключения трудового договора при замещении должностей декана факультета и заведующего кафедрой на неопределенный срок, так же как и в отношении всех других научно-педагогических работников вуза.

Некоторые особенности присущи заключению трудового договора с ректорами и проректорами вузов. В ст. 332 ТК говорится о том, что на должности ректоров, проректоров, руководителей филиалов (институтов) в государственных и муниципальных высших учебных заведениях могут претендовать лица в возрасте не старше 65 лет. Однако по представлению ученого совета вуза учредитель или орган, выполняющий функцию учредителя, вправе продлить для работающих срок пребывания в должности ректора до достижения возраста 70 лет. А ректор имеет право, соответственно, продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала также до достижения ими возраста 70 лет. Следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 14 ст. 332 ТК ректору предоставлено право заключения срочного трудового договора с проректорами на срок своих полномочий.

Ранее под такое возрастное ограничение подпадали не только ректоры, проректоры, деканы и руководители филиалов государственных и муниципальных вузов, но и заведующие кафедрами. Однако после признания Конституционным Судом РФ не соответствующей Конституции РФ нормы, предусматривающей возрастные ограничения для лиц, замещающих должности заведующих кафедрами, в указанный Федеральный закон были внесены соответствующие изменения (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.1999 N 19-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 3 статьи 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" <1>).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 3. Ст. 354.

Прямого указания в комментируемой статье на то, что с ректорами государственных и муниципальных вузов заключается срочный трудовой договор, нет. Вместе с тем срок трудового договора, заключаемого по должности ректора, определен Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 N 71.

Федеральным законом от 18.07.2006 N 113-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" <1> внесены изменения в ранее действовавший порядок избрания ректора, закрепленный в Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 30. Ст. 3289.

В соответствии с п. 60 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования ректор в порядке, установленном уставом вуза, избирается из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти или исполнительно-распорядительного органа городского округа, тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок, не превышающий пяти лет, по результатам обсуждения программ претендентов (претендента).

Положения об аттестационных комиссиях и их состав утверждаются соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти или исполнительно-распорядительными органами городских округов. В состав такой аттестационной комиссии включаются:

1) при выборах ректоров высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, - представители федеральных органов государственной власти (50%), представители общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования и представители органов государственной власти субъекта РФ, на территории которого расположены вузы (50%);

2) при выборах ректоров высших учебных заведений, находящихся в ведении субъекта РФ, - представители органов государственной власти субъекта РФ (50%), представители общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования (50%);

3) при выборах ректоров муниципальных высших учебных заведений - представители органов местного самоуправления городских округов (50%), представители общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования (50%).

Если орган управления, в ведении которого находится высшее учебное заведение, отказывается утвердить кандидатуру, избранную на должность ректора государственного или муниципального вуза, проводятся новые выборы. Повторные выборы ректора также проводятся в случае нарушения установленной законом и (или) уставом вуза процедуры выборов ректора либо в случае признания выборов ректора несостоявшимися или недействительными. Если при проведении повторных выборов кандидат на должность ректора получит не менее 2/3 голосов участников общего собрания (конференции), он утверждается органом управления, в ведении которого находится вуз, в обязательном порядке. В создаваемом или реорганизуемом государственном или муниципальном высшем учебном заведении с ректором заключается трудовой договор на один год.

Необходимо отметить, что Федеральным законом от 10.02.2009 N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов" (в ред. от 08.11.2010) <1> ст. 12 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" дополнена п. 5.1, в соответствии с которым ректор федерального университета назначается Правительством РФ на срок до пяти лет. Федеральный университет - это новый вид высшего учебного заведения, который создается по решению Президента РФ в форме автономного учреждения, в том числе на базе государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, научных организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и др. Учредителем федерального университета является Правительство РФ, к компетенции которого отнесено право назначать ректора и прекращать его полномочия, а также заключать и прекращать с ним трудовой договор <2>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 786; 2010. N 46. Ст. 5918.
<2> См.: п. 6 ст. 9 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (в ред. от 06.11.2011) // СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4626; 2007. N 31. Ст. 4012; N 43. Ст. 5084; 2010. N 19. Ст. 2291; 2011. N 25. Ст. 3535; N 30 (ч. 1). Ст. 4587; N 45. Ст. 6321.

Комментарии и консультации юристов по ст 332 ТК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 332 ТК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.