Статья 329. Рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств

Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений .
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом .

Комментарий к статье 329 ТК РФ

1. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. N 16. Соответственно, работникам, профессии или должности которых включены в указанный Перечень, запрещается работа по совместительству, также непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

2. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, осуществляются в настоящее время Министерством транспорта РФ, которым принят, в частности, ряд положений, определяющих особенности режима рабочего времени и времени отдыха следующих категорий работников транспорта: работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта (Приказ от 16 мая 2003 г. N 133); работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации (Приказ от 30 января 2004 г. N 10); водителей автомобилей (Приказ от 20 августа 2004 г. N 15); работников метрополитена (Приказ от 8 июня 2005 г. N 63); водителей трамвая и троллейбуса (Приказ от 18 октября 2005 г. N 127); членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации (Приказ от 21 ноября 2005 г. N 139).

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников транспорта устанавливаются также нормативными правовыми актами, принятыми иными федеральными органами исполнительной власти (см., например, Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утв. Приказом Министерства путей сообщения РФ от 5 марта 2004 г. N 7; Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота, утв. Постановлением Министерства труда РФ от 20 февраля 1996 г. N 11).

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда, устанавливаемые подзаконными нормативными правовыми актами, не могут ухудшать положение работников по сравнению с условиями труда, предусмотренными ТК.

Другой комментарий к статье 329 Трудового Кодекса РФ

Как уже отмечалось, специфика труда работников транспорта, деятельность которых связана с источником повышенной опасности, предусматривает дополнительные правила правового регулирования рабочего времени и времени отдыха, повышенные требования к трудовой дисциплине, включая более высокий уровень ответственности за ее нарушение.

Учитывая недопустимость физических перегрузок, утомляемости и необходимость чередования труда и отдыха, ст. 329 ТК запрещает работу по совместительству работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или с управлением движением транспортных средств.

Часть 2 указанной статьи предусматривает, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта. Важным является то, что эта норма устанавливает, что такие особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с условиями труда, закрепленными ТК. В качестве примера дополнительного нормативно-правового регулирования на железнодорожном транспорте можно привести Приказ МПС России от 05.03.2004 N 7 (в ред. от 28.03.2007) <1>, которым утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов.

--------------------------------
<1> БНА. 2004. N 24; 2007. N 20.

Продолжительность рабочей недели, продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы (смены), время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней устанавливаются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

Графики сменности утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и должны быть объявлены работникам не позднее чем за один месяц до введения их в действие. При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Работа в течение двух смен подряд запрещается, что является важной дополнительной гарантией права на отдых работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств.

Аналогично этот вопрос регулируется на метрополитене (Приказ Минтранса России от 08.06.2005 N 63 (в ред. от 26.02.2007)) <1>.

--------------------------------
<1> БНА. 2005. N 30; 2007. N 17.

Для работников, занятых на круглосуточных непрерывных работах, а также на других видах работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с учетным периодом - месяц, квартал и другие, но не более года. При этом сумма отработанных в этот период часов не может превышать нормального числа рабочих часов в учетном периоде.

Привлечение к сверхурочным работам работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, а также других работников, труд которых непосредственно связан с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров, производится работодателем с учетом мнения представительного органа работников и письменного согласия работника. Общее количество сверхурочных часов работы для каждого работника не должно превышать 24 часов в месяц и 120 часов в год.

В соответствии с Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации этому министерству предоставлено право принимать нормативные правовые акты в руководимой им отрасли, включая условия труда отдельных работников транспорта, в частности связанных с движением транспортных средств, а также иные акты, отнесенные к компетенции этого министерства. Так, в последние годы Минтрансом России были изданы:

Приказ от 16.05.2003 N 133 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта" <1>;

--------------------------------
<1> РГ. 2003. 11 сент.

Приказ от 21.11.2005 N 139 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации" (в ред. от 17.09.2010) <1>;

--------------------------------
<1> БНА. 2006. N 6; РГ. 2008. 9 июля; 2009. 3 июня; 2010. 8 дек.

Приказ от 08.06.2005 N 63 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена" (в ред. от 26.02.2007) и др.

Как видно из этого далеко не полного перечня, приказами Минтранса России утверждаются положения - важные нормативные правовые акты, определяющие особенности режима рабочего времени и времени отдыха, а также иных условий труда на соответствующих видах транспорта.

Комментарии и консультации юристов по ст 329 ТК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 329 ТК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.