Статья 313. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации .
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей .

Комментарий к статье 313 ТК РФ

1. Нормативно-правовое регулирование труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется наряду с ТК также Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и целым рядом подзаконных нормативных правовых актов, в том числе бывшего СССР.

Применять подзаконные нормативные правовые акты, в том числе бывшего СССР, следует с учетом положений не только ТК, но и актов высших судебных органов - ВС РФ и КС РФ, существенно корректирующих ряд норм подзаконных актов (см. ст. ст. 314, 325 ТК и комментарий к ним).

2. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, приведен в Постановлении Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера". Данный перечень постоянно дополняется и в настоящее время включает следующие районы:

а) районы Крайнего Севера:

все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также Берингова и Охотского морей;

Мурманская область - за исключением г. Кандалакши с территорией, находящейся в административном подчинении Кандалакшского городского Совета народных депутатов;

Архангельская область - Ненецкий автономный округ и г. Северодвинск с территорией, находящейся в административном подчинении Северодвинского городского Совета народных депутатов; Мезенский, Лешуконский, Пинежский районы;

Коми АССР - г. Воркута и Инта с территориями, находящимися в административном подчинении их городских Советов народных депутатов, Печора, Печорский, Ижемский, Усть-Цилемский и Усинский районы, с. Усть-Лыжа с подчиненной ему территорией;

Тюменская область - Ямало-Ненецкий автономный округ; Березовский и Белоярский районы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

Красноярский край - Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа; г. Игарка и Норильск с территориями, находящимися в административном подчинении их городских Советов народных депутатов; Северо-Енисейский и Туруханский районы;

Иркутская область - Катангский район;

Якутская АССР;

Магаданская область;

Чукотский автономный округ;

Камчатская область;

Республика Карелия - Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы; г. Костомукша;

Хабаровский край - Аяно-Майский и Охотский районы;

Сахалинская область - Курильский, Ногликский, Охинский, Северо-Курильский и Южно-Курильский районы; г. Оха;

Республика Тыва - Монгун-Тайгинский, Тоджинский районы; Шынаанская сельская администрация Кызылского района;

б) местности, приравненные к районам Крайнего Севера:

Мурманская область - г. Кандалакша с территорией, находящейся в административном подчинении Кандалакшского городского Совета народных депутатов;

Архангельская область - Вельский, Вилегодский, Виноградовский, Верхнетоемский, Каргопольский, Коношский, Котласский, Красноборский, Ленский, Лешуконский, Мезенский, Няндомский, Пинежский, Плесецкий, Приморский, Онежский, Устьянский, Холмогорский, Шенкурский районы; г. Архангельск, Котлас, Коряжма, Новодвинск, Онега;

Коми АССР - Вуктыльский, Ижемский, Княжпогостский, Койгородский, Корткеросский, Печорский, Прилузский, Сосногорский, Сыктывдинский, Сысольский, Троицко-Печорский, Удорский, Усть-Вымский, Усть-Куломский, Усть-Цилемский районы; г. Печора и Ухта с территорией, находящейся в административном подчинении Ухтинского городского Совета народных депутатов, г. Сыктывкар; Усть-Лыжинский сельсовет Увинского района; г. Петрозаводск, Сортавала, Костомукша;

Коми-Пермяцкий автономный округ - Гайнский, Косинский и Кочевский районы;

Республика Карелия - Кондопожский, Лахденпохский, Медвежьегорский, Муезерский, Олонецкий, Питкярантский, Прионежский, Пряжинский, Пудожский, Сегежский, Суоярвский; Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы; г. Петрозаводск, Сортавала, Костомукша;

Тюменская область - Ханты-Мансийский автономный округ, Уватский район;

Томская область - Александровский, Бакчарский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Тегульдетский и Чаинский районы; г. Колпашево и Стрежевой;

Красноярский край - Богучанский, Енисейский, Кежемский и Мотыгинский районы; г. Енисейск и Лесосибирск с территорией, находящейся в административном подчинении Лесосибирского городского Совета народных депутатов;

Иркутская область - Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский и Усть-Кутский районы; г. Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут и Братск с территорией, находящейся в административном подчинении Братского городского Совета народных депутатов;

Бурятская АССР - Баунтовский, Северо-Байкальский, Баргузинский, Курумканский, Муйский и Окинский районы;

Читинская область - Каларский, Тунгиро-Олекминский и Тунгокоченский районы;

Амурская область - Зейский, Селемджинский и Тындинский районы; г. Зея и Тында с территорией, находящейся в административном подчинении Тындинского городского Совета народных депутатов;

Приморский край - Дальнегорский, Кавалеровский, Ольгинский и Тернейский районы; рабочий поселок Восток Красноармейского района с территорией, находящейся в административном подчинении Востокского поселкового Совета народных депутатов; Богуславецкий, Вострецовский, Дальнекутский, Измайлихинский, Мельничный, Рощинский и Таежненский сельсоветы Красноармейского района;

Хабаровский край - Ванинский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Николаевский, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванский, Солнечный, Тугуро-Чумиканский и Ульчский районы; г. Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре и Советская Гавань; рабочий поселок Эльбан Амурского района с территорией, находящейся в административном подчинении Эльбанского поселкового Совета народных депутатов; Вознесенский, Падалинский, Ачанский, Джуенский, Омминский сельсоветы Амурского района;

Сахалинская область - все местности, за исключением местностей, перечисленных в перечне районов Крайнего Севера;

Республика Тыва - Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Дзун-Хемчикский, Каа-Хемский, Кызылский (за исключением территории Шынаанской сельской администрации), Овюрский, Пий-Хемский, Сут-Хольский, Тандинский, Тес-Хемский, Чаа-Хольский, Чеди-Хольский, Улуг-Хемский, Эрзянский районы; город Кызыл;

Республика Горный Алтай - Кош-Агачский и Улаганский районы.

3. Особые правила предоставления гарантий и компенсаций установлены в отношении командированных работников и совместителей.

Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утв. Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2, предусматривает следующие правила.

Работникам, командированным в районы Крайнего Севера и в приравненные к ним местности из других местностей страны для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, льготы и компенсации не предоставляются. Если непосредственно после истечения установленного законодательством срока командировки указанные лица переводятся на постоянную работу в районы Крайнего Севера или в приравненные к ним местности, то им предоставляются соответствующие льготы и компенсации. При этом в стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате, льгот при назначении пенсий, засчитывается весь период непрерывного нахождения в командировке.

Работникам экспедиций, круглогодичных партий, нефтегазоразведок, отрядов, расположенных (базирующихся) в указанных районах и местностях, льготы и компенсации предоставляются. Эти льготы предоставляются также работникам экспедиций и других геологоразведочных, топографо-геодезических организаций, расположенных (базирующихся) вне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, направленным на работу в указанные районы и местности в круглогодичные партии, нефтегазоразведки, отряды.

Работникам, направленным в служебные командировки и временно на период проведения полевых работ в районы Крайнего Севера и в приравненные к ним местности с предприятий, расположенных в других районах страны, указанные льготы не предоставляются.

4. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы (ст. 287 ТК).

Другой комментарий к статье 313 Трудового Кодекса РФ

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются не только ТК и другими федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами РФ.

В настоящее время правовое регулирование государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, наряду с комментируемой главой ТК осуществляется также Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в ред. от 24.07.2009; далее - Закон от 19.02.1993 N 4520-1).

Согласно ст. ст. 1 и 3 этого Закона с 1 января 2005 г. гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:

- в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

- в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, - законами субъектов РФ;

- в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

- в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем, за исключением случаев, предусмотренных Законом от 19.02.1993 N 4520-1.

Вместе с тем указанные законодательные акты не устанавливают размер и порядок предоставления отдельных видов гарантий и компенсаций, а лишь предусматривают необходимость принятия специальных нормативных правовых актов по соответствующим видам гарантий и компенсаций. Поэтому в настоящее время продолжают действовать нормативные акты бывшего СССР, устанавливающие размеры и порядок предоставления компенсаций и льгот лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим на Севере, устанавливаются дифференцированно с учетом его районирования по дискомфортности условий жизнедеятельности населения.

Определение районов Севера для целей предоставления гарантий и компенсаций должно осуществляться на основании перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, который устанавливается Правительством РФ (ст. 2 Закона от 19.02.1993 N 4520-1). Пока такое постановление Правительством РФ не принято.

Отметим, что ранее ст. 13 Федерального закона от 19.06.1996 N 78-ФЗ <1> (утратил силу с 1 января 2005 г.) и п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.1997 N 1664 "О реформировании системы государственной поддержки районов Севера" <2> предусматривалось принятие федерального закона о районировании Севера Российской Федерации с учетом географических и природно-климатических факторов, влияющих на жизнеобеспечение населения и производство. Однако такой закон так и не был принят.

--------------------------------
<1> Федеральный закон от 19.06.1996 N 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" (в ред. от 02.01.2000) // СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3030; 2000. N 2. Ст. 151. Утратил силу с 1 января 2005 г. в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
<2> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 256.

До принятия указанного Постановления Правительства РФ сохраняется существующее деление Севера на районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Поэтому в настоящее время действует Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029, с дополнениями и изменениями, внесенными российским законодательством (в ред. от 24.04.2007) <1>. Минэкономразвития России проводится работа по разработке критериев и методических подходов для районирования территории РФ по природным условиям жизнедеятельности.

--------------------------------
<1> СП СССР. 1967. N 29. Ст. 203; 1983. N 5. Ст. 21; СЗ РФ. 2007. N 18. Ст. 2234.

Гарантии и компенсации распространяются также на иные районы Севера, в которых начисляются районные коэффициенты и процентная надбавка к заработной плате и которые в настоящее время не отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <1>. Следовательно, соответствующие гарантии и компенсации должны предоставляться также лицам, работающим и проживающим в районах Севера, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но в которых установлены процентная надбавка и районный коэффициент к заработной плате.

--------------------------------
<1> ВСНД и ВС РФ. 1993. N 16. Ст. 552.

Дополнительные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут устанавливаться не только законами, но и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Кроме того, дополнительные гарантии и компенсации могут быть также установлены нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Субъектам РФ, муниципальным образованиям РФ, на территории которых есть районы, указанные в Перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и работодателям, расположенным в таких районах, с учетом их финансовых возможностей предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и компенсации работникам. Поэтому, для того чтобы определить, какие гарантии и компенсации действуют в конкретном районе, необходимо обратиться и к региональному законодательству, а также соглашениям, действующим на территории конкретного района, и коллективному договору организации.

Комментарии и консультации юристов по ст 313 ТК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 313 ТК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.