Статья 274. Правовые основы регулирования труда руководителя организации

Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором .

Комментарий к статье 274 ТК РФ

1. Комментируемая статья имеет принципиальное значение для регулирования труда руководителей, так как весьма определенно закрепляет трудоправовой статус руководителя как наемного работника, с которым должен заключаться именно трудовой договор. Поэтому, с одной стороны, на руководителя как наемного работника распространяются все гарантии, предусмотренные ТК, обязанность обеспечивать которые лежит на его контрагенте по трудовому договору - работодателе, а с другой стороны, руководитель - наемный менеджер в своей деятельности, осуществляемой от имени собственника организации, должен руководствоваться положениями не только трудового, но и гражданского, налогового, административного и иного законодательства, что представляет собой неотъемлемую часть его трудовой функции.

В связи с этим необходимо констатировать, что руководитель является специальным субъектом административного правонарушения и уголовного преступления. При этом к административной и уголовной ответственности руководитель как работник привлекается именно за неисполнение обязанностей, предусмотренных его трудовым договором.

2. Положения законодательства о труде руководителей существенно дополняются учредительными документами организации. В них осуществляется распределение полномочий на управление трудом и капиталом между коллегиальными органами управления и руководителем как единоличным исполнительным органом юридического лица. Так, п. 1 ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" устанавливает, что уставом общества, предусматривающим наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция каждого из них. Аналогичное правило закреплено и ст. 41 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

3. Трудовой договор с руководителем организации имеет ряд особенностей, отличающих его от иных трудовых договоров. Отличия обусловливаются особенностями трудовой функции руководителя и его местом в системе управления организацией и выражаются в особом порядке назначения на должность и увольнения (см. ст. ст. 81, 275, 278 - 280 ТК и комментарий к ним), особенностями сторон трудового договора и его содержанием.

Работником - руководителем организации может быть лицо, обладающее способностью к управленческой деятельности и отвечающее требованиям, сформулированным в законодательных, иных нормативных правовых актах о труде, а также учредительных документах организации.

В отдельных случаях нормативные правовые акты предусматривают необходимость наличия определенного профессионального образования и опыта работы. Например, в соответствии с Положением о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного предприятия, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234, к участию в конкурсе допускаются лица, имеющие высшее образование, опыт работы в сфере деятельности предприятия и опыт работы на руководящей должности, как правило, не менее года.

В связи с тем что руководитель организации является специфическим работником, в обязанности которого входит распоряжение имуществом организации, а также совершение иных управленческих действий, для кандидатов на эту должность могут устанавливаться некоторые ограничения. Например, должность руководителя организации не может быть замещена лицом, дисквалифицированным в судебном порядке за совершение административного правонарушения, в том числе за нарушение законодательства о труде и об охране труда (ч. 2 ст. 5.27 КоАП) и за ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21 КоАП). За совершение отдельных уголовных преступлений к лицу может быть применено наказание в виде лишения права занимать определенные должности, в том числе руководителя коммерческой организации или государственного учреждения (например, ч. 2 ст. 143, ч. 2 ст. 201, ст. 285, ч. ч. 1 и 2 ст. 285.1, ч. ч. 1 и 2 ст. 285.2, ст. ст. 286, 290, 293 УК).

Установленные в законодательстве ограничения для занятия должности руководителя не могут рассматриваться как дискриминирующие, так как они определяются свойственными данному виду труда требованиями (см. ст. 3 ТК и комментарий к ней).

Второй стороной трудового договора с руководителем является работодатель. В ряде случаев для руководителя контрагентом по трудовому договору является юридическое лицо (организация), для управления которым он и принимается на работу. Так, для директора акционерного общества работодателем будет выступать данное акционерное общество как корпоративное образование. В случае с руководителем государственного или муниципального унитарного предприятия работодателем будет являться собственник имущества предприятия - Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. От их имени права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления (ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). В соответствии с положениями ст. 21 данного Закона собственник имущества унитарного предприятия назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор.

Основное отличие содержания трудового договора с руководителем организации заключается в специфике трудовой функции работника. Так, руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством (п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

4. Наибольшей регламентации в нормативном порядке подвергается правовое положение руководителей государственных предприятий. В соответствии с Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" обязательными условиями трудового договора с руководителем государственного предприятия являются следующие:

а) срок трудового договора (не менее трех лет);

б) размер гарантированного вознаграждения не менее 10-кратного минимального размера оплаты труда ежемесячно;

в) доля руководителя предприятия от прибыли предприятия, определяемой после расчетов соответствующего предприятия с бюджетами всех уровней;

г) размер компенсации, выплачиваемой руководителю предприятия при досрочном расторжении трудового договора по инициативе Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти;

д) размер компенсации руководителю предприятия и членам его семьи при переезде в другую местность, обусловленную трудовым договором;

е) социальные гарантии руководителю предприятия и членам его семьи, в том числе в случае смерти руководителя предприятия или потери им трудоспособности; права и обязанности руководителя предприятия в связи с управлением предприятием, в том числе по найму и увольнению работников предприятия, делегированию полномочий по распоряжению имуществом предприятия;

ж) порядок отчетности руководителя предприятия;

з) порядок и условия досрочного расторжения трудового договора;

и) ответственность руководителя предприятия за нарушение трудового договора, экономические результаты деятельности предприятия, сохранность и целевое использование имущества, в том числе и материальная ответственность за ущерб, причиненный предприятию в результате действий или бездействия руководителя предприятия.

По общему правилу система оплаты труда работников устанавливается по соглашению сторон трудового договора и заработная плата максимальным размером не ограничивается (см. ст. 132 ТК и комментарий к ней). Это правило можно отнести к установлению оплаты труда руководителей организаций.

Вместе с тем существует ряд ограничений, устанавливаемых для организаций и предприятий, находящихся в собственности государства. Вопросы вознаграждения руководителей государственных предприятий урегулированы Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 210, которым было утверждено Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий. В соответствии с данным Постановлением оплата труда руководителей государственных предприятий состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

На предприятиях отдельных отраслей, по объективным причинам не имеющих прибыли и получающих дотации, предусматриваемые в федеральном бюджете или бюджетах субъектов РФ, а также на предприятиях, дотируемых из бюджета в связи с централизованным регулированием цен (тарифов) на их продукцию, работу и услуги, руководители могут премироваться за счет средств на оплату труда, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг). Отрасли, где может вводиться такое вознаграждение, и его условия определяются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими координацию и регулирование деятельности в соответствующих отраслях, по согласованию с Министерством труда и социальной защиты РФ. Конкретные условия премирования устанавливаются в трудовом договоре.

Заработная плата руководителей организаций и учреждений, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в соответствии с положениями нормативных актов, издаваемых в развитие Постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений". В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы" в отношении руководителей федеральных государственных учреждений Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 с 2013 г. предусмотрено установление федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников учреждения в кратности от одного до восьми.

Кроме того, в настоящее время трудовые договоры с руководителями государственных и муниципальных учреждений заключаются на основе типовой формы, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. N 329, в которой в качестве одного из критериев оценки деятельности руководителя при назначении ему стимулирующих выплат предусмотрено соотношение средней заработной платы работников возглавляемого им учреждения, получаемой за осуществление возложенных на них должностных обязанностей за счет всех источников, и средней заработной платы по соответствующему субъекту РФ с учетом достижения средних для отдельных категорий работников показателей по каждому субъекту РФ.

5. Обязанность руководителя периодически отчитываться перед собственником организации о результатах финансово-хозяйственной деятельности составляет необходимый элемент трудовой функции руководителя. Эта обязанность основывается на положениях законодательства (см., например, п. 3 ст. 21 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"; п. 11 ст. 48 Федерального закона "Об акционерных обществах"; п. 6 ст. 33 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Порядок и форма отчетности руководителя организации в большинстве случаев устанавливаются локальными нормативными актами и соглашением сторон.

Вместе с тем в соответствии с Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 на руководителей государственных предприятий возложена обязанность осуществлять периодические отчеты за результаты финансово-хозяйственной деятельности этих предприятий перед Министерством государственного имущества РФ (в настоящее время - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) и федеральным органом исполнительной власти (см. Постановление Правительства РФ от 4 октября 1999 г. N 1116).

В соответствии с названным Постановлением и Методическими указаниями по заполнению форм отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ, утв. распоряжением Министерства государственного имущества РФ от 11 ноября 1999 г. N 1506-р, руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежеквартально направляет в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), отчет по установленной форме.

6. Руководитель, как и иные работники, может быть привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности. Как особенный субъект трудовых правоотношений руководитель за неисполнение обязанностей по трудовому договору может быть привлечен также к административной или уголовной ответственности. В частности, руководитель как лицо, представляющее работодателя, может быть привлечен к ответственности за уклонение от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора либо за нарушение установленного законом срока проведения переговоров (ст. 5.28 КоАП). Уголовный кодекс устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил охраны труда (ст. 143) и ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145).

Другой комментарий к статье 274 Трудового Кодекса РФ

Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются:

- ТК - в общем виде права и обязанности руководителя как работодателя предусмотрены ст. 22 ТК (см. ст. 22 и коммент. к ней), а как работника - ст. 21 ТК (см. ст. 21 и коммент. к ней);

- права и обязанности руководителя, установленные ТК и иными законами, могут быть конкретизированы и дополнены соответствующими подзаконными актами, в том числе и субъектов РФ, учредительными документами организации, локальными нормативными актами организации, трудовым договором.

Однако при этом, согласно ст. 5 ТК, подзаконные акты о содержании трудового договора с руководителями организации не должны противоречить ТК и иным законам. Не допускается включение в договоры условий, ухудшающих положение руководителей по сравнению с ТК, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашением (см. ст. 57 ТК и коммент. к ней).

Права и обязанности руководителя унитарного предприятия как органа управления определены ст. 21 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", а также трудовым и гражданским законодательством. Следует иметь в виду, что на руководителя организации, выполняющего функции ее единоличного исполнительного органа, распространяются нормы ТК и, в частности, рассматриваемой гл. 43.

При этом нужно учитывать, что в гл. 43 ТК рассматриваются лишь "общие" особенности регулирования труда руководителей организации, без их конкретизации и учета специфики самой организации или отрасли. Поэтому не случайно в ч. 2 ст. 281 ТК указано, что федеральными законами могут устанавливаться другие особенности регулирования труда руководителей и членов коллегиальных исполнительных органов этих организаций.

Права и обязанности работодателя в негосударственных организациях осуществляют его исполнительные органы управления, например, в акционерных обществах руководство всей текущей деятельностью осуществляется генеральным директором или коллегиальным исполнительным органом (правление и т.п.). В силу ст. 69 Федерального закона "Об акционерных обществах" единоличный исполнительный орган общества может издавать приказы о назначении на должности работников общества, о переводах на другую работу, увольнении и др.

На трудовые отношения генерального директора, других руководителей акционерного общества распространяются нормы ТК, включая гл. 43. Их права и обязанности также определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также уставом общества и непосредственно трудовым договором.

Суммируя особенности регулирования труда руководителя организации, установленные в гл. 43 ТК, необходимо отметить следующее:

- трудовой договор с руководителем заключается на срок, определенный учредительными документами организации или соглашением сторон;

- заключению трудового договора с руководителем могут предшествовать процедуры, предусмотренные законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации (конкурс, избрание, выборы, назначение на должность и т.д.);

- имеются ограничения в работе руководителей на оплачиваемых должностях в других организациях по совместительству;

- запрещено вхождение в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации;

- на него возложена полная материальная ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации;

- предусмотрены дополнительные основания для расторжения трудового договора.

В целом комментируемая статья в обновленной редакции расширяет круг актов, в которых закрепляются полномочия руководителей организаций в сфере трудовых отношений. Поскольку руководитель организации, выступающий в качестве работодателя в трудовых отношениях, реализует ее трудовую правосубъектность, он должен в процессе реализации руководствоваться ст. 22 ТК (см. ст. 22 и коммент. к ней), закрепляющей основные права и обязанности работодателя.

Комментарии и консультации юристов по ст 274 ТК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 274 ТК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.