Статья 24. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:
равноправие сторон;
уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права ;
полномочность представителей сторон;
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Комментарий к статье 24 ТК РФ

1. Принципы социального партнерства - это основные начала, исходные положения, которым в своей практической деятельности должны следовать стороны социального партнерства. Принципами социального партнерства руководствуется и государство, осуществляя нормативное регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Данный тезис находит подтверждение в комментируемой статье. Закрепленная в ней совокупность принципов объединяет принципы взаимодействия сторон социального партнерства и принципы законодательного регулирования отношений социального партнерства.

2. Принцип равноправия сторон обеспечивается прежде всего гарантиями независимости организаций трудящихся и работодателей.

Конвенция N 98 МОТ "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" (принята в г. Женеве 1 июля 1949 г.) гарантирует трудящимся надлежащую защиту против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда. Организации как трудящихся, так и работодателей должны пользоваться надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга и со стороны их представителей или членов данных организаций. Соответствующая защита распространяется на вопросы создания и деятельности организаций или управления ими. Как вмешательство рассматриваются действия, имеющие целью способствовать учреждению организаций трудящихся под контролем работодателей или организаций работодателей или поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем с целью поставить такие организации под контроль работодателей или организаций работодателей.

В силу того что отношения социального партнерства хоть и связаны с трудовыми, но самостоятельны, в них исключается административное подчинение работника, представляющего коллектив работников, работодателю, с которым данный работник состоит в трудовых отношениях. Поскольку участниками конкретных отношений социального партнерства являются представители работников (профессиональные союзы, иные представители), в данных отношениях может быть обеспечено не только равноправие сторон, но и фактическое равенство представителей работников (зачастую наделенных значительными материальными и финансовыми ресурсами) и работодателей.

3. Принципы уважения и учета интересов сторон, заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях определяются характером отношений социального партнерства, материальным продуктом которых является договор, регулирующий трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. В процессе его заключения неизбежно происходит согласование воль сторон, основанное на взаимном учете их интересов. Подробнее об этом см. ст. ст. 40, 45 ТК и комментарии к ним.

4. Принцип содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе определяет содержание как законодательной, так и исполнительно-распорядительной деятельности государства. Например, государство не может издавать законы и иные нормативные правовые акты, нарушающие права сторон социального партнерства.

Соответствующие органы государственной власти, как правило, обеспечивают деятельность комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. См., например, Порядок обеспечения деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. N 1229.

Государство также содействует сторонам социального партнерства в решении разногласий, возникающих в процессе коллективных переговоров (см. ст. 407 ТК и комментарий к ней).

5. Принцип соблюдения сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, равнозначен общеправовому принципу законности и обеспечивается установлением юридической ответственности сторон социального партнерства (см. гл. 9 ТК и комментарий к ней).

6. В силу принципа полномочности представителей сторон соответствующие представители должны обладать полномочиями на принятие обязательств, имеющих юридическую силу и для себя самих, и для представляемых ими лиц. Полномочность представителей субъектов социального партнерства может устанавливаться либо законом, либо посредством наделения лица полномочиями на участие в конкретных переговорах. При отсутствии необходимых полномочий на представительство заключенное с участием такого лица соглашение не будет являться правовым актом социального партнерства, поскольку права и обязанности по такому соглашению возникнут исключительно у представителя, но не у представляемых им лиц. Подробнее о представительстве см. гл. 4 ТК и комментарий к ней.

7. Содержание принципа свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, состоит в том, что никакие лица, в том числе и государственные органы, не вправе обязать представителей сторон социального партнерства провести переговоры по каким-либо определенным вопросам. См. также ст. ст. 37, 41, 46 ТК и комментарии к ним.

8. Принцип добровольности принятия сторонами на себя обязательств вытекает из свободы сторон в обсуждении вопросов труда. В силу данного принципа никакие лица, в том числе и государственные органы, не вправе диктовать решения, принимаемые в партнерском порядке (см. ст. ст. 40, 47 ТК и комментарии к ним). Стороны коллективного договора, соглашения не могут включать в данные акты-соглашения условия, ограничивающие права или снижающие уровень гарантий, установленный для работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (см. ст. 9 ТК и комментарий к ней).

9. В силу принципа реальности обязательств сторонам следует включать в коллективный договор, соглашение только те обязательства, которые они в состоянии исполнить. Реальность того или иного обязательства определяется сторонами в процессе коллективных переговоров на основании анализа представленной информации, характеризующей экономическое положение работодателя, компетенцию органа, уполномоченного осуществлять регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, и т.п.

10. Принцип обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений основан на характеристике коллективного договора, соглашения как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения (устанавливающего общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений). Исполнение данного принципа обеспечивается установлением юридической ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения (см. ст. ст. 40, 45, 55 ТК и комментарии к ним).

11. Осуществление контроля за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений является одним из способов, обеспечивающих развитие отношений социального партнерства. Без осуществления постоянного контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений невозможно обеспечить их выполнение. См. также ст. 51 ТК и комментарий к ней.

12. Принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений вытекает из принципа обязательности выполнения коллективного договора, соглашения и обеспечивает реализацию указанного принципа (см. ст. 55 ТК и комментарий к ней).

Другой комментарий к статье 24 Трудового Кодекса РФ

Принципы социального партнерства - это основополагающие идеи, на базе которых возникает, существует и реализуется система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, обеспечивающая достижение согласия и сотрудничества в сфере регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В этих идеях отражены цивилизованные правила вступления в коллективно-договорные взаимоотношения, процедура ведения коллективных переговоров, порядок разрешения возможных разногласий, оформление достигнутых соглашений, обязательность их выполнения и ответственность за нарушение обязательств, принятых на себя сторонами социального партнерства.

Впервые принципы социального партнерства были закреплены в Уставе МОТ (1919 г.) и в Филадельфийской декларации о целях и задачах МОТ (1944 г.) с последующим развитием их в конвенциях и рекомендациях МОТ и в национальном законодательстве, а также в коллективно-договорной практике.

Принципы, сформулированные в ст. 24 ТК, лежат в основе взаимоотношений, возникающих не только при заключении коллективных договоров и соглашений, но и в других аспектах социального партнерства, связанных, в частности, с реализацией права работников на участие в управлении организацией (см. ст. 53 ТК и коммент. к ней).

Важно понимать, что основные принципы социального партнерства органически взаимосвязаны и взаимообусловлены, их необходимо учитывать на всех уровнях социального партнерства (ст. 26 ТК) и при любых формах его реализации (ст. 27 ТК).

Первоочередное место среди принципов социального партнерства занимает равноправие сторон (работников и работодателей).

Этот принцип обеспечивает каждой из сторон возможность выступить инициатором заключения, изменения или дополнения коллективного договора, соглашения; сформулировать и обосновать свои предложения; на равноправной основе участвовать в создании комиссии (путем выделения равного числа представителей, обладающих одинаковыми правами, свободами и обязанностями) для ведения коллективных переговоров; образовывать из представителей сторон на равноправной основе примирительные комиссии для разрешения коллективного трудового спора.

Участие в сложных взаимоотношениях по урегулированию вопросов в сфере труда невозможно без уважения и учета интересов каждой из сторон социального партнерства. Поэтому в ст. 24 ТК выделен отдельно второй принцип - уважение и учет интересов сторон. Действие этого принципа должно обеспечиваться на всех стадиях переговорного процесса по заключению коллективных договоров и соглашений, а также и при реализации других форм социального партнерства, например при обеспечении участия работников в управлении организацией.

Третий принцип - заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях. Важнейшей формой достижения необходимого уровня условий труда и его оплаты является заинтересованное участие сторон социального партнерства в договорных отношениях. В процессе ведения переговоров затрагивается достаточно широкий круг важных вопросов, связанных с организацией труда и уровнем его оплаты, управлением трудовым процессом, обеспечением стабильности трудовых отношений и др.

Обычно более заинтересованной стороной в ведении переговоров и заключении коллективных договоров, соглашений выступают работники. Но иногда их инициаторами бывают и работодатели, заботящиеся об обеспечении нормального ритма работы на своем производстве, о соблюдении договорных условий труда работников, исключающих возможность их забастовок в период действия коллективного договора.

Четвертый принцип - содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе. Реализация этого принципа осуществляется органами исполнительной власти государства, в функции которых входит формирование социальной и экономической политики государства; гарантированное соблюдение законодательных норм о правах и свободах граждан в сфере труда; развитие и повышение эффективности социального партнерства.

Социальное партнерство в России стало важнейшей составляющей государственной политики, создана законодательная база, обеспечивающая регулирование социально-трудовых отношений, на всех уровнях сформированы трех- или двусторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Эти важнейшие меры государства по повышению эффективности социального партнерства призваны содействовать созданию эффективной экономики, социально устойчивому обществу, стабильному развитию человеческого потенциала страны.

Пятый принцип - соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов - обеспечивает законность взаимоотношений между социальными партнерами и их представителями при строгом соблюдении ими правил и процедур, установленных в соответствующих законах и иных нормативных правовых актах. Это одно из важных условий предупреждения возможных разногласий в процессе коллективных переговоров между социальными партнерами, которые негативно влияют на заключение коллективных договоров и соглашений.

Шестой принцип - полномочность представителей сторон. Одним из необходимых условий признания коллективного договора или соглашения в качестве правового акта является правомочность сторон на его заключение. Поэтому независимо от уровня переговоров по подготовке указанных правовых актов необходима обязательная проверка в установленном порядке легитимности (законности) каждой из сторон в лице уполномоченных представителей.

Проверка легитимности стороны работодателей, собирающихся вступить в коллективные переговоры по заключению соглашений, должна основываться на изучении уставов объединений работодателей, положений об их участии в системе социального партнерства, о порядке наделения их полномочиями представителей на ведение коллективных переговоров по заключению соглашений и осуществления ими других полномочий, связанных, в частности, с участием в примирительных процедурах при возникновении коллективных трудовых споров.

При проведении коллективных переговоров и заключении коллективного договора на уровне организации, от имени которой выступает не сам руководитель, а уполномоченное им лицо, важно перед их началом проверить наличие локальных актов, в которых закреплено полномочие конкретного лица представлять работодателя (если этот вопрос не решен в учредительных документах).

Легитимность представителей работников подтверждается уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации. Работники, не состоящие членами профсоюза, должны подтвердить своими заявлениями факт обращения в профком с просьбой представлять их интересы в процессе коллективных переговоров.

Иные представители работников полномочия на представительство получают на общем собрании (конференции), что подтверждается представленным решением (протоколом) общего собрания (конференции).

Формирование профсоюзной стороны для ведения коллективных переговоров осложняется тем, что на различных уровнях социального партнерства, а в их переговорной деятельности участвуют несколько профсоюзов, каждому из которых предоставлено право на представительство в составе единого представительного органа, создание этого единого органа осуществляется на принципах пропорционального представительства, зависящего от численности членов профсоюза.

При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа на уровне Российской Федерации, отрасли, территории право на ведение переговоров предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза. На уровне предприятия, если такой орган не создан в течение пяти дней, представительство интересов всех работников организации осуществляет профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.

Седьмой принцип - принцип свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, в своей основе опирается на положения Конвенции МОТ N 98 "О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров". Он означает, что каждая из сторон свободна в выборе круга вопросов, относящихся к сфере труда, которые требуют обоюдного обсуждения и решения. Именно этот принцип учтен законодателем при определении круга вопросов, включаемых в коллективные договоры и соглашения (см. ст. ст. 41, 46 ТК). Стороны социального партнерства, отбирая предложения для обсуждения в процессе ведения коллективных переговоров, должны учитывать свою компетенцию по локальному нормативному их регулированию, а также предписания трудового законодательства о необходимости установления в коллективных договорах нормативных положений по вопросам труда и социальной защиты интересов работников.

Восьмой принцип - добровольность принятия сторонами на себя обязательств - органически взаимосвязан с принципами равноправия сторон социального партнерства, свободы выбора вопросов, касающихся трудовых отношений, для обсуждения в процессе коллективных переговоров с последующим заключением коллективного договора или соглашения о принятых на себя добровольно согласованных обязательствах. Действующее законодательство исключает возможность какого-либо давления на стороны социального партнерства. Так, в соответствии со ст. 40 ТК при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора стороны в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров должны подписать коллективный договор с учетом лишь согласованных, добровольно принятых на себя обязательств, а по поводу несогласованных условий составить протокол разногласий.

Девятый принцип - принцип реальности обязательств, принимаемых на себя сторонами, обеспечивает эффективность коллективно-договорного регулирования трудовых и иных тесно с ними связанных отношений. Реализация этого принципа требует четкой аргументации предлагаемых условий, выдвигаемых каждой стороной социального партнерства. Успех профсоюзной стороны в переговорной кампании зависит от выработки серьезных обоснованных требований, а также правильной оценки предложений предпринимателей. Возрастающее значение ведения цивилизованных переговоров определяет необходимость участия в них квалифицированных специалистов как со стороны работодателей, так и профсоюзов, умеющих аргументированно доказывать свою правоту и принимать на себя реальные обязательства.

Десятый принцип - обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений является одним из основополагающих в договорном праве. Он означает признание сторонами социального партнерства юридических последствий принятия ими договорных правовых актов, в установлении которых они принимали непосредственное участие.

Своевременному устранению фактов невыполнения коллективных договоров и соглашений способствует одиннадцатый принцип - контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений, который должен осуществляться постоянно. Его четкая организация и последовательное осуществление способствуют своевременному выявлению и устранению причин невыполнения соглашений и коллективных договоров, контроль за выполнением которых осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду (см. ст. 51 ТК и коммент. к ней).

И наконец, в качестве двенадцатого принципа социального партнерства указана ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Наличие этого принципа в системе социального партнерства логически вытекает из действия всех вышеизложенных принципов. Его значимость связана с юридической ответственностью в договорном праве применительно к субъектам, допустившим виновное невыполнение принятых обязательств, и характером соответствующих нарушений (подробнее см. ст. ст. 54 и 55 ТК и коммент. к ним).

Комментарии и консультации юристов по ст 24 ТК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 24 ТК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.