Статья 162. Введение, замена и пересмотр норм труда

Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.

Комментарий к статье 162 ТК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает порядок принятия локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда, а также порядок предупреждения работников о введении новых норм труда.

2. Если интересы работников организации представляет выборный профсоюзный орган (см. ст. 29 ТК и комментарий к ней), то при принятии локального нормативного акта, предусматривающего введение, замену и пересмотр норм труда, требуется учет его мнения (см. ст. 372 ТК и комментарий к ней); если же работниками организации избраны иные представители, то следует учитывать именно их мнение.

3. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает лишь минимальный срок предупреждения работника о введении новых норм труда - не позднее чем за два месяца. Однако поскольку одной из обязанностей работника является выполнение установленных норм труда (абз. 4 ч. 2 ст. 21 ТК), а обязанности работника являются существенными условиями трудового договора (абз. 2 ч. 2 ст. 57 ТК), введение новых норм труда следует рассматривать как изменение существенных условий трудового договора по инициативе работодателя в связи с изменениями организационных или технологических условий труда, при этом должен быть соблюден весь порядок изменения существенных условий трудового договора (см. ст. 74 ТК и комментарий к ней).

О введении новых норм труда работник должен быть уведомлен работодателем в письменной форме; если работник не согласен на продолжение работы с новыми нормами труда, ему должна быть предложена другая работа в организации, соответствующая его квалификации и состоянию здоровья, а при отсутствии такой работы - другая нижеоплачиваемая работа; при отсутствии такой работы и в случае отказа от перевода работник должен быть уволен по п. 7 ст. 77 ТК.

Другой комментарий к статье 162 Трудового Кодекса РФ

Рассматриваемая статья предусматривает важные правовые требования при введении, замене и пересмотре норм труда и определенные гарантии для работников, интересы которых при этом затрагиваются. Правда, при этом не указывает, о каких нормах труда идет речь: обо всех или только о традиционных (см. коммент. к ст. ст. 159 и 160).

В ч. 1 ст. 162 перечислены некоторые этапы процесса нормирования труда (введение, замена и пересмотр норм труда), когда необходимо принятие локального нормативного акта с учетом мнения представительного органа работников. Если таким органом является выборный орган первичной профсоюзной организации, то применяются правила ст. 372 ТК (см. также коммент. к ней).

Нужно иметь в виду, что согласно ч. 2 ст. 22 ТК работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

При традиционном (организованном) нормировании вопросы введения, замены и пересмотра норм труда в каждом конкретном случае могут решаться как отдельным (или отдельными) локальным нормативным актом, так и путем внесения изменений и дополнений (если это возможно) в действующий, например, Положение о нормировании труда (или Положение об оплате и нормировании труда), если такой акт (Положение) есть у работодателя и нормирование не регламентируется коллективным договором. О содержании указанного акта см. коммент. к ст. 159 ТК.

Именно таким образом можно поступить в подобной ситуации, что в общем- то не противоречит ч. 1 ст. 162 ТК. Хотя возможен и более "громоздкий" путь - и принятие локального нормативного акта, и внесение изменений и дополнений в действующий (соответствующее Положение).

Вот этот второй вариант должен применяться, если вопросы нормирования труда (включая соответствующие нормы) закреплены в коллективном договоре, поскольку ч. 1 ст. 162 ТК не допускает каких-либо исключений. Об изменении и дополнении коллективного договора см. ст. 44 ТК и коммент. к ней.

Сложнее решить вопрос, если нормы труда закреплены в трудовом договоре (либо их надо включить в него). ТК и другие нормативные правовые акты не дают на него прямого ответа. Как, впрочем, и для других форм и уровней нетрадиционного нормирования (например, замена и пересмотр норм труда, содержащихся в должностной инструкции). Исходя из самой сути понятия "локальный нормативный акт" можно сделать следующий вывод: если введение, замена и пересмотр норм труда касаются группы работников, а работодатель - организация или индивидуальный предприниматель, то необходимо сначала соблюдение требований ч. 1 ст. 162 ТК, а затем - изменение содержания трудового договора.

Если речь идет об одном работнике или работодателе - физическом лице, не являющемся индивидуальным предпринимателем (см., например, ч. 1 ст. 8 ТК), то подобный акт не принимается: соответствующие изменения и дополнения непосредственно вносятся в сам трудовой договор.

Но во всех случаях необходимо соблюдение правил, установленных ТК для изменения трудового договора (см., в частности, ст. ст. 57, 60.2, 72, 72.1, 72.2, 74 и коммент. к ним).

Зафиксированная в ч. 2 ст. 162 ТК обязанность работодателя известить работников не позднее чем за два месяца касается только введения новых норм труда. Замены и пересмотра норм труда законодатель не упоминает. Следовательно, указанная обязанность на сам процесс замены и пересмотра норм труда не распространяется. Но, как правило, он заканчивается введением новых норм. В отношении только последнего действует рассматриваемое правило. Соответственно, начинается и течение срока извещения (т.е. со дня объявления новых норм труда).

Форма извещения в ч. 2 ст. 162 ТК не установлена. Обычно перечень вводимых новых норм вывешивают на видном месте для ознакомления работников. Необходимо при этом заинтересованных работников ознакомить персонально (если этого не требуют соответствующие правила изменения трудового договора), работодателю также нужно организовать разъяснение причин введения новых, замены и пересмотра действующих норм, информировать работников, какие организационно-технические мероприятия проведены для обеспечения выполнения этих норм.

Пунктом 2.12 Положения от 19.06.1986 персональная работа с каждым работником по разъяснению оснований замены и пересмотра норм труда и некоторых других аспектов возложена на работодателя (его администрацию) и выборный орган первичной профсоюзной организации.

Вполне понятно, что правило, закрепленное в ч. 2 комментируемой статьи, касается всех традиционных норм, хотя встречаются исключения. Например, о введении временных и разовых норм, комплексных норм и нормированных заданий, установленных на основе утвержденных пооперационных норм труда, п. 2.3 Положения от 19.06.1986 разрешает извещать работников без соблюдения срока, но во всех случаях до начала выполнения работ. Это логично, но ТК имеет приоритет.

Что касается правомерности применения ч. 2 ст. 162 ТК и к нетрадиционным нормам и нормированию (хотя бы на уровне трудового договора, должностной инструкции), то ответить на этот вопрос должен сам законодатель (или компетентный орган). Хотя положительный ответ напрашивается (применительно к упомянутому уровню).

Нарушение требований ст. 162 ТК о порядке введения, замены и пересмотра норм труда, а также о сроке извещения работодателем о введении новых норм позволяет работнику требовать оплаты труда на основе прежних норм и расценок. Другими словами, если эти требования работодателем не выполнены, то принятые решения о введении, пересмотре и замене норм труда не должны иметь юридической силы, а новые нормы - применяться.

Это утверждение не вызывает особых сомнений относительно традиционных норм труда и отчасти подтверждается материалами судебной практики. Так, согласно ч. 2 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 24.11.1978 N 10 "О применении судами законодательства, регулирующего оплату труда рабочих и служащих" (в ред. от 30.11.1990) <1> в случае нарушения сроков извещения о введении новых норм выработки (норм времени) и норм обслуживания суд должен удовлетворять требования работника об оплате выполненной работы по прежним нормам за все время до истечения срока, предусмотренного для извещения работников о введении новых норм.

--------------------------------
<1> БВС СССР. 1979. N 1; Вестник Верховного Суда СССР. 1991. N 2.

Если введение, замена и пересмотр норм труда произведены надлежащим образом (т.е. с соблюдением установленного порядка), то отказ работника от их выполнения без уважительных причин считается нарушением, за которое может наступить дисциплинарная ответственность (вплоть до увольнения по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК). На это, в частности, указано в подп. "б" п. 35 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2.

Целесообразно также посмотреть ст. ст. 74 и 192 ТК, а также коммент. к ним.

Вопросы введения, замены и пересмотра норм труда - один из краеугольных камней, где наиболее остро сталкиваются интересы работников и работодателей, их собственников. Поэтому часто возникают разногласия, могущие перерасти в трудовые споры, в том числе коллективные. Правила их рассмотрения и разрешения определены в соответствующих статьях гл. 60 и 61 ТК.

Комментарии и консультации юристов по ст 162 ТК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 162 ТК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.