Статья 133.1. Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:
организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
другими работодателями - за счет собственных средств.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права .

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Комментарий к статье 133.1 ТК РФ

1. Трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Оно предусматривает возможность установления минимальной заработной платы в субъекте РФ в размере, превышающем уровень минимального размера оплаты труда, который установлен федеральным законом.

В связи с внесением 20 апреля 2007 г. изменений в Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" ч. 3 ст. 2 данного Закона, регламентировавшая права субъектов РФ в данной сфере, утратила силу. Теперь эти вопросы регулируются ст. 133.1 ТК. Это не изменило принципиальной позиции законодателя, хотя комментируемая статья предусматривает несколько иной порядок реализации прав субъектов РФ в правовом регулировании данного вопроса. Если раньше такое право предоставлялось законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ, которые принимали по этому вопросу соответствующие законы, то теперь минимальный размер заработной платы в субъекте РФ может устанавливаться региональным соглашением о минимальной заработной плате.

При этом должны быть соблюдены следующие условия:

а) минимальная заработная плата в субъекте РФ может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета;

б) минимальная заработная плата устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ;

в) размер минимальной заработной платы не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

2. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ обеспечивается для бюджетных организаций за счет средств соответствующих бюджетов, а также за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а для других работодателей - за счет их собственных средств.

3. Комментируемая статья подробно регламентирует порядок разработки проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и его заключения. Этот механизм практически аналогичен предусмотренному ст. ст. 47 и 48 ТК.

4. Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии со ст. 48 ТК или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч. ч. 6 - 8 комментируемой статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (Определение ВС РФ от 14 сентября 2012 г. N 34-КГ12-7).

Другой комментарий к статье 133.1 Трудового Кодекса РФ

Трудовой кодекс дополнен данной статьей с 1 сентября 2007 г. Часть 1 этой статьи предоставляет субъектам РФ право устанавливать региональный размер минимальной заработной платы региональным соглашением о минимальной заработной плате. Возможность устанавливать региональный МРОТ, но региональными законами, появилась у недотационных субъектов РФ с 1 октября 2003 г. При этом до 2005 г. для его введения на территории субъекта РФ необходимо было получить согласие Правительства РФ, а с 2005 г. необходимость согласовывать введение повышенного МРОТ с Правительством РФ у субъектов РФ отпала. Однако воспользовались таким правом всего несколько субъектов РФ.

В то же время ряд субъектов РФ (в частности, Москва, Волгоградская, Воронежская области) устанавливали региональный МРОТ трехсторонними региональными соглашениями, заключаемыми между профсоюзами, представителями работодателей и правительства субъекта РФ. С 1 сентября 2007 г. аналогичный порядок установления регионального МРОТ введен ТК для всех субъектов РФ.

Определяя сферу действия региональных соглашений о региональном размере минимальной заработной платы, ТК исключает из сферы их действия работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

При определении размера региональной минимальной заработной платы должны учитываться социально-экономические условия и величина прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ.

Исходя из принципа неухудшения положения работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами при регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке, ч. 4 данной статьи устанавливает, что размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.

Часть 5 настоящей статьи определяет источники финансирования, за счет которых обеспечивается размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. В организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, - за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; в небюджетных организациях - за счет собственных средств.

Проект регионального соглашения о минимальной заработной плате разрабатывается региональной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в порядке, установленном ст. 47 ТК (см. коммент. к ней) для разработки и заключения социально-партнерских соглашений.

Часть 7 настоящей статьи определяет порядок распространения регионального соглашения о минимальной заработной плате на работодателей, которые осуществляют деятельность на территории субъекта РФ, но не участвовали в заключении такого соглашения. Для распространения действия соглашения на работодателей, которые не участвовали в его заключении, руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ официально публикует текст соглашения и предложение о присоединении к соглашению, адресованное таким работодателям. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ обязан уведомить об опубликовании указанных предложения и соглашения Минздравсоцразвития России.

Действие соглашения распространяется на работодателей, которые не участвовали в заключении соглашения, если до истечения 30 календарных дней с момента опубликования соглашения и предложения о присоединении к нему они не представили мотивированный письменный отказ в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ. То есть молчание в данном случае расценивается как согласие выплачивать зарплату работникам не ниже регионального размера минимальной заработной платы. При этом действие соглашения распространяется на них с момента официального опубликования соглашения.

Работодатели, у которых отсутствуют финансовые возможности обеспечить выплату зарплаты не ниже установленной региональным соглашением о размере минимальной заработной платы в субъекте РФ, до истечения 30 календарных дней с момента опубликования соглашения и предложения присоединиться к нему должны представить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ:

- мотивированный письменный отказ от присоединения к соглашению. Обосновать отсутствие возможности платить своим работникам зарплату не ниже регионального МРОТ можно, например, началом становления бизнеса, когда компания нарабатывает хозяйственные связи, либо тяжелым финансовым положением, связанным со снижением оборотов и прибыли, чрезвычайными ситуациями;

- протокол консультаций с профкомом, если он есть;

- график поэтапного "подтягивания" оплаты труда до уровня регионального МРОТ. Его соблюдение будет контролировать государственная инспекция труда субъекта РФ, в которую направят копию мотивированного отказа.

Руководителю уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ предоставлено право приглашать представителей работодателей, представивших мотивированные письменные отказы от присоединения к региональному соглашению о размере минимальной заработной платы, а также представителей выборного органа первичной профсоюзной организации таких работодателей для проведения консультаций с участием представителей сторон региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений субъекта. При этом установлена обязанность представителей работодателя, представителей выборного органа первичной профсоюзной организации и представителей региональной трехсторонней комиссии принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате должны быть направлены уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в государственную инспекцию труда в субъекте Федерации.

ТК устанавливает также гарантии в отношении работников, на которых распространяется действие регионального соглашения о минимальной заработной плате, закрепляя положение о том, что месячная заработная плата работника, состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует региональное соглашение о минимальной заработной плате, и отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени, выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ.

Комментарии и консультации юристов по ст 133.1 ТК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 133.1 ТК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.