Статья 133. Установление минимального размера оплаты труда

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения .
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ;
организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ;
организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ;
другими работодателями - за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда .
Часть утратила силу с 1 сентября 2007 года - Федеральный закон от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ.

Комментарий к статье 133 ТК РФ

1. Традиционно в науке трудового права и на практике под минимальным размером оплаты труда понимался размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Действовавшая до 20 апреля 2007 г. редакция ст. 129 ТК закрепляла данное определение на законодательном уровне. В настоящее время законодатель изъял его из ст. 129 ТК.

2. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом.

В настоящее время минимальный размер заработной платы установлен Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и с 1 января 2014 г. составляет 5554 руб. в месяц.

3. Комментируемая статья устанавливает зависимость минимального размера оплаты труда от размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина, т.е. необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания, формируется для основных социально-демографических групп населения (трудоспособного населения, пенсионеров, детей) в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ не реже одного раза в пять лет. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации разрабатывается на основе методики, которая вносится в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о потребительской корзине. В настоящее время потребительская корзина в целом по Российской Федерации утверждена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".

Потребительская корзина в субъектах РФ устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения на основании методических рекомендаций, утверждаемых Правительством РФ. В настоящее время такие методические рекомендации утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2013 г. N 54.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по отдельным социально-демографическим группам определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике (Федеральной службы государственной статистики) об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Порядок исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации установлен Постановлением Правительства РФ от 29 января 2013 г. N 56. В субъектах РФ величина прожиточного минимума устанавливается в порядке, утвержденном их законами.

4. Вопрос о повышении минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума был поставлен еще в Федеральном законе "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", ч. 2 ст. 5 которого предусматривала их поэтапное сближение. Для этого ежегодно в законе о федеральном бюджете должно было устанавливаться их соотношение, что и делалось в 2001 - 2004 гг. В настоящее время это соотношение не устанавливается.

Утверждение минимальной заработной платы не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения требует значительного увеличения расходов на оплату труда. С учетом этого обстоятельства ч. 1 комментируемой статьи вводится в действие по специальным правилам, предусмотренным ст. 421 ТК, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом. В настоящее время такой закон не принят.

5. Часть 2 комментируемой статьи определяет источники, за счет которых обеспечивается минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Для организаций, финансируемых из бюджетов, это средства бюджетов и средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для других работодателей - их собственные средства.

6. Законодательство предусматривает возможность устанавливать минимальный размер оплаты труда в субъекте РФ, превышающий уровень минимального размера оплаты труда, установленный федеральным законом (см. ст. 133.1 ТК и комментарий к ней).

7. Помимо определения критериев для установления минимального размера оплаты труда, комментируемая статья предусматривает также право каждого работника, отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), на заработную плату не ниже установленного минимального размера. Следовательно, заработная плата ниже установленного минимального размера может быть выплачена в случаях, если работник либо не отработал в течение месяца норму рабочего времени, либо отработал норму рабочего времени, но не выполнил установленную норму труда, либо не отработал норму рабочего времени и при этом не выполнил норму труда. Это может иметь место в следующих случаях: а) работник приступил к работе не с начала расчетного месяца; б) работник прекратил трудовые отношения до истечения месяца; в) работник имел прогул в течение месяца; г) работник был отстранен от работы в течение месяца; д) работник исполнял государственные или общественные обязанности; е) работнику был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы; ж) работник работает на условиях неполного рабочего времени; з) работник находился в состоянии простоя; и) работник допустил брак, не подлежащий оплате или подлежащий оплате по пониженным расценкам; к) работник не выполняет нормы труда (должностные обязанности).

8. Изъяв из текста ч. 4 комментируемой статьи, предусматривавшую, что размеры тарифных ставок, окладов, базовых окладов и базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, законодатель закрепил возможность установления окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда. Эта позиция отражена и в судебной практике (см. Определения ВС РФ от 7 октября 2011 г. N 3-В11-31; от 21 декабря 2012 г. N 72-КГ12-6; от 17 мая 2013 г. N 73-КГ13-1; от 30 августа 2013 г. N 93-КГПР13-2).

Другой комментарий к статье 133 Трудового Кодекса РФ

С 1 сентября 2007 г. название данной статьи изменено. В действующей редакции оно в большей степени отвечает ее содержанию, поскольку статья определяет порядок установления именно минимального размера оплаты труда, а не минимальной заработной платы.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ в ч. 1 данной статьи определено, что МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, что соответствует ст. 7 Международного пакта "Об экономических, социальных и культурных правах" (1966 г.) о праве каждого на вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, удовлетворительное существование для них самих и их семей.

Однако данная норма пока носит декларативный характер.

Вместе с тем ст. 421 ТК в редакции, действующей с 1 января 2005 г., предусматривает, что порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом (см. коммент. к ст. 421).

Определение прожиточного минимума в целом по Российской Федерации используется для оценки уровня жизни населения, обоснования устанавливаемого на федеральном уровне МРОТ, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, устанавливаемых на федеральном уровне (ст. 2 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в ред. от 24.07.2009) <1>).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904; 2000. N 22. Ст. 2264; 2004. N 35. Ст. 3607; 2009. N 30. Ст. 3739.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины. Стоимостная оценка потребительской корзины определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Указанные Методические рекомендации утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.02.1999 N 192 (в ред. от 04.06.2007) <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904; 2000. N 22. Ст. 2264; 2004. N 35. Ст. 3607.

В 2000 - 2004 гг. действовал Федеральный закон от 20.11.1999 N 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", на основе которого и утверждалась величина прожиточного минимума в целом по России.

На 2011 - 2012 гг. потребительская корзина в целом по Российской Федерации установлена в составе и объемах (в натуральных показателях), определенных Федеральным законом от 31.03.2006 N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" (в ред. от 08.12.2010) <1>, который действует с 1 января 2005 г.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 14. Ст. 1457; 2010. N 50. Ст. 6590.

До 1 января 2005 г. величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливалась ежеквартально Правительством РФ. Так, за IV квартал 2004 г. размер прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации составил 2451 руб. (см. Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 N 105 <1>), что было больше действовавшего тогда МРОТ 600 руб. в месяц почти в четыре раза. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации поквартально за период с I квартала 2005 г. по II квартал 2007 г. была определена Правительством РФ только в декабре 2007 г. (Постановление Правительства РФ от 04.12.2007 N 841 <2>). С III квартала 2007 г. величина прожиточного минимума утверждается Правительством РФ ежеквартально.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 10. Ст. 846.
<2> СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6303.

Минимальный размер оплаты труда в целом на территории РФ в настоящее время определяется ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. от 01.06.2011) <1>. В соответствии с указанной статьей с 1 июня 2011 г. МРОТ составляет 4611 руб. Отметим, что Правительством РФ величина прожиточного минимума определена в размере 7023 руб. в расчете на душу трудоспособного населения за II квартал 2011 г. (Постановление Правительства РФ от 14.09.2011 N 772 <2>).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2729; 2002. N 18. Ст. 1722; N 48. Ст. 4737; 2003. N 40. Ст. 3818; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 24; СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 1930; СЗ РФ. 2008. N 26. Ст. 3010; 2009. N 30. Ст. 3739; 2011. N 23. Ст. 3246.
<2> СЗ РФ. 2011. N 38. Ст. 5392.

Заметим, что в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2008 - 2010 гг. <1> впервые за 15 лет (это уже десятое Генеральное соглашение) стороны, подписавшие его, договорились по такому спорному пункту, как повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума. Соглашение предусматривало возможность установления МРОТ на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения уже с 1 декабря 2008 г. Однако при этом повышение МРОТ не должно было оказывать негативного влияния на экономику России и экономическое положение субъектов РФ. С этой целью должны были быть проведены:

--------------------------------
<1> РГ. 2007. 28 дек.

- анализ социально-экономических последствий повышения с 1 сентября 2007 г. МРОТ со 1100 до 2300 руб. в месяц и практики установления регионального МРОТ;

- консультации сторон Соглашения в апреле 2008 г., по результатам которых и должно быть принято окончательное решение.

Однако данная договоренность так и не была реализована из-за финансового кризиса.

Данная статья определяет источники финансирования, за счет которых обеспечивается МРОТ. В организациях, финансируемых из федерального бюджета, МРОТ обеспечивается за счет средств федерального бюджета; в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, - за счет средств бюджетов субъектов РФ; в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, в небюджетных организациях - за счет собственных средств.

ТК определяет МРОТ как установленный законом уровень месячной оплаты труда, который должен быть выплачен каждому работнику, отработавшему полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда). Это означает, что он представляет собой минимальное вознаграждение за труд, ниже которого никто не может его оплачивать. При этом для работника, который проработал неполный месяц, МРОТ определяется пропорционально времени, проработанному в данном месяце.

Комментарии и консультации юристов по ст 133 ТК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 133 ТК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.